Урок технологии на тему

«Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»

Предмет: технология.

Класс: пятый.

Четверть: третья.

Количество часов: один.

Дата: 21.03.2015 г. (1 час).

Урок: №52.

Раздел: «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов».

Учитель:

Цель: ознакомить учащихся с отделкой изделий из металла и пластмассы, правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; научить пятиклассников выполнять отделку изделий из металла и пластмассы, контролировать и оценивать качество изделий, выявлять и устранять дефекты отделки; развивать аккуратность, внимательность, точность исполнения.

Дидактические средства обучения: верстак, тиски, струбцины, плоскогубцы, круглогубцы, деревянные бруски, чертилки, металлические линейки, напильники, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, масляные краски, эмали, лаки, кисти, резиновые перчатки, учебник (§ 31), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы .

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основные понятия: окрашивание, метод распыления.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала.

1. Фронтальный опрос:

Вспомните, каким образом выполняют отделку изделий из древесины.

Как защитить металлическое изделие от ржавчины?

Как нужно подготовить изделие, прежде чем его окрашивать?

Какие материалы и инструменты для окраски вы знаете?

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы».

Цель урока – научиться выполнять отделку изделий из металла и пластмассы.

III. Изложение нового материала.

Сначала учитель рассказывает о защитной и декоративной функции операции отделки поверхностей изделий из металлов, показывает обучающимся образцы изделий, не прошедших и прошедших отделку, знакомит с материалами для отделки (масляной краской, эмалью и лаком), демонстрирует технологию окрашивания на небольших образцах. Следует акцентировать внимание обучающихся на необходимости тщательной зачистки металлических деталей перед окраской, рассказать, как устранить дефекты покраски, появляющиеся как в момент окрашивания, так и после высыхания окрашенного слоя. Затем сообщить правила безопасной работы.

Для фронтального опроса по новому материалу можно задать вопросы, приведённые в конце §31 учебника.

После этого школьники приступают к выполнению практической работы № 29 учебника.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмасс – окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия.

Отделку стальных деталей выполняют окрашиванием . Окраска не только улучшает внешний вид, но и защищает изделие от коррозии (ржавчины). Детали из алюминия , меди или латуни часто отделывают лакированием.

Рассмотрим технологию отделки металлического изделия на примере стальной металлической коробки (рис. 154).

Работу начинают с зачистки всех поверхностей (см. §26). Сначала все заусенцы, острые кромки и углы зачищают напильником с мелкой насечкой (рис. 154, а) . После этого все поверхности обрабатывают шлифовальной шкуркой (рис. 154, б ), зачищая царапины, неровности и снимая следы ржавчины. Затем поверхности обезжиривают специальными растворами (выполнять под руководством учителя ).

Окраску выполняют только тогда, когда поверхности высохнут. Масляную краску тщательно растирают кистью во всех направлениях, а эмаль наносят без растирания (рис. 154, в ). Приёмы работы кистями такие же, как и при отделке изделий из древесины (см. рис. 67). После высыхания первого слоя окраску изделия можно повторить.

Иногда краску или лак наносят методом распыления из баллончика (рис. 155).

Описанная технология окрашивания изделий из металла также подходит для отделки изделий из пластмассы. Однако некоторые виды пластмасс могут быть окрашены только специальными эмалями, так как обычные эмали не удерживаются на их поверхности.

Правила безопасной работы

1. Работы по окрашиванию проводить только в хорошо проветриваемом помещении.

2. Оберегать руки и одежду от попадания красок и эмалей.

3. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.

IV. Фронтальный опрос по новому материалу.

1) Что такое отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов?

2) Какие инструменты применяют для отделки металлических изделий?

3) Что даёт, кроме улучшения внешнего вида, окрашивание изделия из стальной проволоки?

4) Почему деталь из алюминия или меди лучше лакировать, чем красить?

5) Что произойдёт, если нанести на поверхность второй слой краски, не дав высохнуть первому?

6) Нужно ли окрашивать деталь, изготовленную из белой жести?

7) Почему при нанесении краски методом распыления из баллончика не следует долго окрашивать одно и то же место?

V. Практическая работа № 29

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

Перед практической работой ученики должны заполнить таблицу в рабочей тетради (п. 1 задания 29). Это задание способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий посредством формирования способности ставить учебные цели, планировать их реализацию, осуществлять выбор путей достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по полученному результату. После составления плана действий обучающиеся занимаются непосредственно отделкой изделий из металла или пластмассы.

Внимание! Обезжиривать поверхности перед окраской и отмывать кисти от краски, эмали и лака после работы должен только учитель!

После выполнения окраски следует предложить обучающимся выполнить п. 2 задания 29 в рабочей тетради, чтобы они оценили качество отделки изделия.

Ошибки, которые наиболее часто допускают пятиклассники:

– некачественно зачищают поверхности перед отделкой;

– наносят на поверхность слишком толстый неровный слой краски, эмали или лака.

Необходимо следить за недопущением таких ошибок.

Примерные критерии оценки качества работы на данном уроке:

1) правильное выполнение задания 29 в рабочей тетради;

2) соблюдение правил безопасной работы;

3) правильная подготовка рабочего места для отделки изделий;

4) верный выбор инструментов и материалов для отделки;

5) качественная очистка детали от заусенцев и острых кромок напильником;

6) хорошая очистка металлических поверхностей от пыли или ржавчины шлифовальной шкуркой;

7) правильное использование приёмов работы при окрашивании и лакировании;

8) выявление дефектов и их устранение;

9) время выполнения задания;

10) качество окончательно окрашенных или лакированных поверхностей.

Текущий инструктаж

Учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы при отделке деталей и изделий.

1. Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для окрашивания или лакирования деталей, а также краску или эмаль, лак, кисти.

2. Зачистите поверхности сделанных ранее изделий, обработайте раствором для обезжиривания (под наблюдением учителя), дайте поверхностям просохнуть.

3. Выполните окраску или лакирование поверхностей изделия.

4. Если необходимо, нанесите после высыхания второй слой краски или лака.

5. Проверьте качество полученного изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанные изделия и поместить фотографии в портфолио (см. пример в Приложении).

VI. Подведение итогов урока.

1. Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется оценка по указанным выше критериям. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.

2. Домашнее задание. 1)* Разгадать кроссворд из рабочей тетради.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1 – кусачки, 2 – электродрель, 3 – патрон. По вертикали: 4 – кожух, 5 – бородок, 6 – заклёпка.

2) Найти в Интернете информацию об окрашивании металлических деталей на промышленных предприятиях, например, кузовов автомобилей на автозаводе, и подготовить к следующему уроку небольшое сообщение.

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014/2015 учебный год)

Номинация: педагогические идеи и технологии

Место выполнения работы: МОАУ «Лицей №1» г.Оренбурга

Технологическая карта урока « Отделка изделий из металла»

Класс: 6 (ФГОС).

Вид урока : деловая игра, комбинированный (первый урок - теория, второй- практика).


Цель педагога : дать представление о способах и видах отделки изделий из металла, правилах нанесения на поверхность краски, эмали и лака; формирование умений и навыков самостоятельной отделки изделий из металла на примере народного промысла и ремесла изготовления жостовских подносов.

Цель учащихся: узнать или подробнее познакомиться с отделкой изделий из металла; с истематизировать и закрепить знания о технологическом процессе и документации на конкретном примере изготовления жостовского подноса. формирование умений осуществлять контроль и оценку качества изделий, выявлять и устранять дефекты отделки; развивать аккуратность, внимательность, точность исполнения .

Основное содержание темы, термины и понятия:

Отделка, декоративное и антикоррозионное покрытие, воронение, лудильщик, гальваник, металлизатор,народный промысел, ремесло, жостовский поднос, технологическая карта.


Планируемый результат:

Предметные умения:
общее представление об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы;
приобретение опыта работы в группах над творческим проектным заданием, приобретение навыков самостоятельной отделки готовых изделий из металла и пластмассы, формирование эстетического вкуса.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные УУД: общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера;

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции.

Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.


Организация пространства:

Зрительный ряд: презентация PowerPoint по теме урока, учебник (§22), рабочая тетрадь,

визуальные м атериалы (плакаты, слайды, видеофрагменты), чертежи деталей, технологические карты, готовые детали и изделия из металла (отражающие основные этапы создания металлического подноса).

Литература: индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко, - М. , : вентана- Граф, 2013, - 192 с. : ил.; индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко, - М. , : вентана- Граф, 2014, - 192 с.

Видеоряд: фрагмент фильма Народные промыслы России «Жостовский букет».

Материалы: заготовки мягкого листового металла (аллюминий), черная эмаль в баллончике, растворитель, раздаточный материал (карточки с заданием и общий алгоритм составления технологической карты).

Инструменты : верстак, напильники, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, масляные краски, эмали, лаки, кисти, резиновые перчатки, простые карандаши, чертежные инструменты, маркерные доски.


Межпредметные связи:

Формы и методы работы:

Изобразительное искусство,

история, литература, русский язык.


Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы : целеполагание; вопросительные слова; проблемная ситуация; самостоятельная практическая работа по алгоритму; работа с технологическими картами, самоанализ; самооценивание; эвристическая беседа; рассказ; рефлексия.


I этап. Мотивация к деятельности (7 мин.)

Цель: погружение в тему урока, формулирование совместно с учащимися цели и задач урока.

Деятельность учителя:

Формулирование наводящих вопросов по теме урока ;

Объяснение правил методики-игры «вопросительные слова»


Деятельность ученика:

Ответы на вопросы

Формулирование темы урока;

Формулирование цели и задач урока (вопросительные слова)


II этап. Учебно-познавательная деятельность (10 мин.)

Цель: познакомиться с теоретическими знаниями об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы.

Деятельность учителя:

Фронтальная работа с классом; демонстрация слайдов; эвристическая беседа с учащимися; просмотр видеосюжета;

Обсуждение и объяснение правил составления и заполнения «Технологической документации».


Деятельность ученика:

Включение в эвристическую беседу,

ответы на вопросы учителя; визуализация;

познавательная деятельность;

повторение и систематизация полученных знаний.


Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (20 мин.)

Цель: выполнить практическую работу - оформление документации по изготовлению жостовского подноса.

Деятельность учителя:

Создание проблемной ситуации. Разделение на 2 равнозначные по силам команды – бригады.

Выдача и объяснение технического (проектного) задания

Совместный анализ алгоритма выполнения практического задания.

Инструктаж по выполнению практического задания:

а) вводный;

б) текущий;

в) итоговый.


Деятельность ученика:

Поиск вариантов решения проблемной ситуации.

Обсуждение алгоритма и выполнение задания;

Выполнение практического задания.

Заполнение технологической документации, дифференцированная работа в группах с элементом соревнования.


IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия (8 мин.)

Цель: выполнить рефлексию, проанализировать и оценить деятельность учащихся.

Формы контроля; контрольное задание:

Оценка результатов деятельности:

Самооценивание; проверка и анализ выполнения практического задания; заполнение технологической документации. Представление защита коллективного проекта.

Коллективная работа в двух производственных бригадах с дифференцированным заданием.

Проверка пакетов технологической документации на изготовление и отделку жостовского подноса.


Домашнее задание:

Цаплин Андрей Олегович – учитель изобразительного искусства и технологии МОАУ «Лицей №1»

Подробный конспект урока технологии в 6 классе

Тема: Отделка изделий из металла .

Цель : познакомить учащихся с основными способами и видами отделки изделий из металла и правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; формировать умения и навыки самостоятельной отделки изделий из металла на примере народного промысла изготовления жостовских подносов.

Задачи:

Освоить основные технологические приемы оформления технологической документации, обработки и отделки металлических изделий на примере изготовления жостовского подноса.

Развивать навыки планирования технологического процесса, умения работать в группе, владение инструментами и материалами для обработки и отделки металлических изделий.

Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, чувство патриотизма, любовь и уважение к творчеству народных мастеров России.

План урока (2 часа):


п/п

Название этапа

Время

I этап.

Мотивация к деятельности

10 мин.

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

15 мин.

Ш этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

20 мин.

IV этап.

Релаксация, физминутка, перемена.

15 минут

V этап.

Практическая работа

35 минут

VI этап.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия

10 мин.

Ход занятия:

I этап. Мотивация к деятельности.

Ученикам предлагается слайд со стимульным материалом и вопросами Педагог: здравствуйте, ребята! «Какие слесарные операции вы знаете?
Какой инструмент используют для пиления металла?
Как называется инструмент для рубки металла?
Чем осуществляется опиливание металла?»

Учащиеся: предлагают варианты ответов (пиление, рубка, резка, опиливание; слесарная ножовка; зубило; напильники, надфили).

Педагог : Чтобы узнать, тему нашего урока, посмотрите на экран и ответьте на вопрос: « Когда все операции по обработке деталей из металла выполнены. Как называется последняя заключительная операция технологического процесса? Она предает изделию законченный, эстетический вид или защищает его от коррозии».

Ответы учащихся.

Педагог: правильно, молодцы, наша сегодняшняя тема « Отделка изделий из металла ». А что вы знаете оботделке? Давайте попробуем сформулировать основные вопросы нашего сегодняшнего урока, на которые мы будем искать ответы. Предлагаю вам поиграть в игру «Вопросительные слова». На слайде представлены первые слова вопросов, а ваша задача составить полные вопросы по нашей теме. (Объяснение правил методики-игры «Вопросительные слова» по методу Сандры Каплан).

Учащиеся составляют вопросы:

Что такое отделка? Где и когда она используется? Как правильно выполнять отделку металлических изделий? Какие виды отделки существуют? Почему люди используют отделку? Зачем мы изучаем отделку металлических изделий?

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Педагог: молодцы ребята! Справились с заданием, а теперь давайте ответим на наш первый вопрос: «Что такое отделка? Обратимся к словарю и запишем в тетради определение: о тделка изделий из тонколистового металла и проволоки, - окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия.

Учащиеся записывают определение в тетради.

Педагог: как вы думаете для чего нужна отделка?

Учащиеся: отделка защищает изделие от воздействия негативных факторов окружающей среды и украшает изделие.

Педагог: вы правы, отделка металлических изделий по своему назначению делится на два вида: декоративная и антикоррозийная. Декоративная служит для украшения и придания изделию эстетического вида, а антикоррозийная – зашищает от ветра, влаги и кислорода. Так как многие металлы не устойчивы к воздействию окружающей среды они начинают окисляться, темнеть, ржаветь и разрушаться. Видели хоть раз что происходит с откусанным яблоком? Почему оно темнеет?

Ответы учащихся.

Педагог: в состав яблока входит много железа, вот почему их так полезно есть, ведь железо необходимо нашему организму для улучшения свертываемости крови. А под действием кислорода содержащегося в воздухе железо начинает окисляться и темнеть. Вот почему яблоко приобретает коричневатый цвет ржавчины. Но пока вы его не откусили, оно не портится, так как покрыто защитной оболочкой. Вот для этих целей изделия из металла и покрывают защитной оболочкой. Давайте познакомимся с основными видами отделки металлических изделий.

Оксидирование - создание оксидной плёнки на поверхности изделия или заготовки в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование преимущественно используют для получения защитных и декоративных покрытий, а также для формирования диэлектрических слоёв. Различают термические, химические, электрохимические (или анодные) и плазменные методы оксидирования.

Виды оксидирования

Термическое оксидирование осуществляется при нагреве в атмосфере кислорода или водяного пара. В случае оксидирования железа и низколегированных сталей такой процесс называется воронением.

Химическое оксидировани е - обработка расплавами или растворами окислителей, таких как хроматы, нитраты и т. п., как правило, для защиты от коррозии или создания декоративных покрытий.

Электрохимическое оксидирование - оксидирование в электролитах, микродуговое оксидирование.

Плазменное оксидирование осуществляется в низкотемпературной плазме, содержащей кислород, с помощью разрядов постоянного тока или ВЧ или СВЧ разрядов.

Вороне́ние (оксидирование, чернение, синение) - процесс получения на поверхности углеродистой или низколегированной стали или чугуна слоя окислов железа толщиной 1-10 мкм. От толщины этого слоя зависит его цвет - т. н.цвета побежалости, сменяющие друг друга по мере роста плёнки (жёлтый, бурый, вишнёвый, фиолетовый, синий, серый). Сейчас воронение применяется преимущественно в качестве декоративной отделки, а раньше - в основном - для уменьшения коррозии металла.

Хроми́рование - диффузионное насыщение поверхности стальных изделий хромом, либо процесс осаждения на поверхность детали слоя хрома из электролита под действием электрического тока. Слой хрома может наноситься для декоративных целей, для обеспечения защиты от коррозии или для увеличения твердости поверхности.

Лужение - покрытие полудой (тонким слоем олова) медных и других металлических поверхностей для наилучшего припаивания или для предотвращения коррозии.

Отделка изделия из тонколистового металла так же осуществляется при помощи напильника (опиливание); шлифовальной шкуркой (зачистка), окрашиванием (масляные краски, эмали), методом распыления аэрозольной краски из баллончика.

Давайте разберем основные п равила безопасной работы:


  1. Работы по окрашиванию проводить только в хорошо проветриваемом помещении.

  2. Оберегать руки и одежду от попадания красок и эмалей.

  3. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.
Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Сегодня мы попробуем с вами поиграть в деловую игру. Вы разделитесь на две конкурирующие фирмы – бригады которые изготавливают металлические заводы. Чьи подносы будут лучше? Какая из бригад победит? Кто останется на плаву и получит прибыль продав свой продукт? Все это будет зависеть от слаженности коллектива и правильного распределения обязанностей в каждой фирме.

Распределение обязанностей в каждой бригаде (фирме).

Вы должны выбрать себе руководителя, помощника руководителя, дизайнера, чертежника, технолога-проектировщика и бухгалтера-экономиста. Руководитель будет работать на маркерной доске, планировать и осуществлять контроль выполнения заказа. А остальные участники выполнять задание и заполнять соответствующие листы технологической документации.

Постановка проблемной ситуации.

Но как изготавливать подносы? Что для этого необходимо, какие операции входят в технологический процесс? чтобы узнать все это я предлагаю вам познакомиться со старинным знаменитым русским промыслом изготовления жостовских подносов. Сейчас мы совершим видеоэкскурсию в деревню Жостово Московской Области и узнаем секреты мастеров, советую вам не отвлекаться иначе не справится ваша бригада с теоретическим и практическим заданием.

Просмотр фрагмента фильма о Жостовском промысле.

Педагог: а теперь мы приступим к работе. Первая бригада будет проектировать и изготавливать круглый поднос, а вторая – прямоугольный.

(Во время заполнения документации педагог делает целевые обходы, консультирует учащихся, корректирует ошибки.)

IV этап. Релаксация, перемена, физминутка.

Детям предлагается поиграть в русскую народную хороводную игру «Дударь», обрядовое значение которой направлено на привлечение здоровья на играющих.

Дударь, дударь, дударище -

Старый, старый старичище!

Его под колоду!

Его под сырую!

Его под гнилую!

- Дударь, дударь, что болит?

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку, хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

V этап. Практическая работа.

Педагог: как правильно расположить орнамент в круге? Как разметить схему орнамента?

Объяснение правил безопасной работы, разбор «типичных ошибок». Рассматриваются основные операции: резка тонколистового металла, гибка краев - придание формы подносу, правка заготовок на наковальне, опиливание краев, зачистка наждачной бумагой, обезжиривание и покраска аэрозольной краской из баллона.

Далее выполняется совместный анализ алгоритма выполнения практического задания. Во время выполнения практики преподаватель осуществляет инструктаж по выполнению практического задания: а) вводный; б) текущий; в) итоговый.

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия.

Делается выставка работ учащихся, обсуждаются все работы, выбираются лучшие. На этапе рефлексии учащиеся презентуют свои проекты, каждый делает отчет о проделанной работе в устной форме и сдает на проверку папки с технологической документацией. Подводится итог, работы выставляются на просушку.

Цаплин Андрей Олегович – учитель изобразительного искусства и технологии МОАУ «Лицей №1», педагог дополнительного образования отдела «Изобразительное творчество и дизайн» МБУДОД « ДТДиМ».

После проведения всех слесарных и иных работ поверхности готовых металлических изделий необходимо не только защищать от коррозии и прочих вредных воздействий, но и придать им красивый внешний вид, в чем и состоит цель отделки. Все эти процессы классифицируются по трем основным видам: механическая отделка - шлифование и полирование; нанесение декоративно-защитных покрытий - чернение, эмалирование, окрашивание красками, лаками и эмалями; химическая или электромеханическая обработка - анодирование, химическое окрашивание и др.

Подготовка к отделке. Какую бы операцию отделки ни предстояло выполнить, металлическое изделие должно быть очищено от всего инородного - масла, ржавчины, окалины и т. д. Прежде всего надо удалить ржавчину. Толстые (толще 100 мкм) и рыхлые слои можно удалять с помощью металлической щетки, грубой наждачной бумаги, стальной мочалки. Тонкие слои ржавчины удобнее устранять химическими средствами, в состав которых входят кислоты, способные растворять ржавчину, например, такими, как «Преобразователь ржавчины», «Антикор», «Русас» и др. Выпускаются такие средства в виде порошков, жидкостей и паст и часто содержат абразивы и моющие добавки, которые очищают поверхность металла не только от ржавчины, но и от иных загрязнений.

Следующая операция по очистке поверхности - ее обезжиривание, т. е. удаление жиров и масел, которые обычно смывают мылом, содой или раствором едкого натрия, а также смесью жженой извести с содой. Чтобы не касаться обрабатываемых поверхностей руками, изделие рекомендуется подвязать к проволоке из того же металла и опустить на ней в обезжиривающий раствор. Если жир с поверхности удален полностью, то вода будет смачивать всю поверхность равномерно; если же нет, то на пятнах жира вода собирается в крупные капли. После полной очистки поверхности ее тщательно промывают. На поверхностях металла нередко наблюдаются тонкие слои оксидов, особенно после термической обработки. Их удаляют с помощью протрав - кислотных смесей; деталь погружают на определенное время в такую смесь, а затем промывают водой. Для удаления тонких слоев оксидов протравой может служить раствор гидротартрата калия (винный камень). Для удаления оксидов с поверхностей металлов применяют различные протравы, о которых можно получить сведения в специальной литературе, посвященной этому вопросу. Здесь мы приведем самые простые рецепты протрав лишь для некоторых материалов.

Железо, сталь, чугун. В концентрированную азотную кислоту добавить небольшое количество сосновой сажи и опустить туда изделие на несколько минут, затем промыть водой, погрузить в 4%-ный раствор соды и вновь промыть. Окислы на стали удаляют также погружением детали в раствор, состоящий из четырех массовых частей (м. ч.) концентрированной серной кислоты и одной массовой части воды.

Алюминий. Изделие опускают в раствор каустической соды (1:10) и держат там до момента выделения пузырьков водорода. После этого изделие извлекают, промывают водой и погружают в 1%-ный раствор соляной кислоты, затем опять промывают и сушат.

Олово, свинец. Раствор соды плюс очистка щеткой.

Цинк. 1 м. ч. концентрированной серной кислоты и 16 м. ч. воды.

Медь, латунь, бронза. Протрава состоит из 2 кг концентрированной азотной кислоты, 1 кг концентрированной серной кислоты, 10 г поваренной соли и 15-40 г цинкового купороса. Чем дольше изделие находится в такой протраве, тем более матовой становится его поверхность.

Шлифование и полирование. Это чистовая обработка поверхностей изделий абразивными материалами и инструментами. При шлифовании поверхность получается ровной и гладкой, при полировании - зеркальной. Ясно, что четкой границы между этими двумя операциями нет. В домашних условиях они применяются чаще всего для удаления ржавчины и получения ровной поверхности, на которую затем обычно наносится защитное покрытие - краска, эмаль, лак.

При шлифовании сначала используют грубые, а далее все более мелкие абразивы. Осуществляют этот процесс либо вручную, либо с помощью специальных станков, шлифуя закрепленными (наждачная бумага, абразивные бруски и камни) и свободными (какое-либо приспособление - носитель абразивных частиц, не увязанных жестко с носителем абразивами). При полировании используют только свободные абразивы, носителями которых служат эластичные круги, щетки и полировники. Наиболее распространены волосяные, нитяные, суконные, фетровые щетки. На поверхность круга наносят полировочные пасты, круг приводится во вращение и касается обрабатываемого изделия. Из полировочных паст особенно популярны пасты на основе оксида хрома (паста ГОИ) и оксида железа (крокусная паста). Для тонкого полирования металлов применяют порошок «Блеск», разведенный машинным маслом. Полировники бывают стальные и гепатитовые (на основе оксида железа) и имеют округлую и отполированную рабочую часть. Полирование изделий производится выглаживанием его поверхности гладким участком полировника, причем абразивы не используются.

Кроме механического, применяется также химическое полирование. В этом случае изделие погружают в полировальный раствор следующего состава: концентрированная фосфорная кислота (350 мл), концентрированная азотная кислота (50 мл), концентрированная серная кислота (100 мл), сернокислая или азотнокислая медь (0,5 г). Рабочая температура раствора составляет 100-110 °С, время обработки - 0,5-4 мин. Особенно хорош такой раствор для полировки алюминия и его сплавов, хотя годится и для обработки других металлов, но с другими временем обработки и температурой.

Эмалирование - процесс нанесения эмали на поверхность детали или изделия и закрепления ее обжигом. Эмалью покрывают посуду, ювелирные изделия украшения, фурнитуру и т. д. В состав эмалей входят специальные легкоплавкие стекла с добавлением различных красителей и некоторых других веществ (оксиды свинца, никеля, кобальта, сурьмы, марганца, кремния и других). Эмали бывают различных цветов, прозрачные и непрозрачные. Покрытие эмалью производится следующим образом: исходное вещество тщательно дробят до состояния мелкой крошки, после чего растирают водой до образования однородной кашицы, наносят на предмет, затем обжигают в муфельной печи при температуре 600-800 °С.

Чернение - это образование на поверхности детали или изделия легкоплавкого сплава черного цвета. Чаще других чернят бронзу, латунь, серебро и золото. В состав чернового сплава обязательно входят серебро, медь, свинец и сера. Наиболее распространенной является чернь такого состава (в массовых частях): серебра - 1, меди - 2, свинца - 3, серы - 12, буры - 1. Чернь закладывают в заранее подготовленные углубления на поверхности изделия (так называемый рисунок) глубиной не менее 0,2 мм, после чего изделие обжигают в печи при температуре 300-400 °С до полного расплавления черни. После обжига и охлаждения изделие опиливают, шабрят и полируют, в результате чего чернь приобретает характерный оттенок и блеск. Для изделий из стали чернение имеет несколько иной характер: в этом случае под чернением понимается создание на их поверхности оксидной пленки черного цвета для повышения коррозионной стойкости или в декоративных целях. Процесс заключается в погружении стального изделия в расплавленные соли либо в обработке в водных растворах кислот, щелочей или солей.

Окрашивание металлических изделий. Стальные изделия можно покрывать любыми красками, лаками и эмалями. Как правило, сначала необходимо удалить ржавчину и обезжирить поверхность, которую предполагается красить. Поскольку сталь на воздухе окисляется, очищенную поверхность необходимо как можно быстрее огрунтовать, так как грунт хорошо сцепляется с поверхностью металла, обеспечивая тем самым и прочность всего покрытия (грунта и краски). Грунт накладывают на поверхность изделия слоем толщиной не более 0,2 мм, дают ему высохнуть, после чего шлифуют шкуркой до получения ровной поверхности. Окрашивание производят мягкими кистями в два взаимно перпендикулярных слоя. Можно и удобно окрашивать с помощью краскораспылителя. На изделия из цветных металлов (алюминия, цинка, меди) также нередко наносят защитные покрытия из краски. Алюминий перед окрашиванием очищают бензином или нитрорастворителями. В качестве грунтов для этого металла употребляют: фосфатирующие грунты ВЛ-02 и ВЛ-88; глифталевые ГФ-030, ГФ-031, ГФ-032; акриловые АГ-10С; эпоксидные Э-4021 и ЭП-09Т. Огрунтовав поверхность, ее красят в два слоя красками на основе эпоксидных или синтетических смол.

Оцинкованные листы металла перед нанесением защитного слоя очищают шлифовкой с помощью аммиака (0,5 л нашатырного спирта на 10 л воды), затем наносят адгезионное покрытие на основе синтетических смол. Спустя год на это покрытие можно нанести слой лака на основе синтетических смол (эпоксидные смолы, ДД, акрил или КД). Медные поверхности готовят к покрытию краской или лаком так: очищают уайт-спиритом либо нитрорастворителем, шлифуют тонкой шкуркой, предварительно промазывают грунтовкой на основе затвердевающей краски. Поскольку естественный цвет меди желательно сохранить, покрывать ее лучше прозрачными лаками, скажем, двухкомпонентным акриловым. Стальные изделия можно окрасить и совсем иным способом - нагреванием. При этом цветовая гамма весьма широка - от светло-оранжевого до темно-синего. «Технология» состоит в том, что изделие из стали равномерно и медленно нагревают с помощью любого источника - плиты, горячего песка, углей и т. п. При этом цвет изделия будет изменяться в зависимости от его температуры: при 230 °С металл желтого цвета; при 275 °С - пурпурного; при 288 °С - голубого; при 295 °С - синего; при 315 °С - черно-синего. Как только изделие приобрело требуемый цвет, его тотчас вынимают, обмывают и сушат. Металлические изделия красят и химическими способами, которые достаточно сложны, и познакомиться с ними при желании можно в более специальной литературе.

Лужение. Назначение этого способа обработки изделий состоит в предохранении их поверхностей от окисления путем покрытия изделий слоем олова, на которое почти не действуют влага, кислоты, щелочи. Изделие очищают от грязи и оксидов и погружают в расплав олова, а достав его, удаляют лишнее олово и распределяют защитный слой по горячему изделию тряпкой или щеткой, смоченными горячим маслом. Иначе лудят медные изделия: их нагревают на углях, посыпают нашатырем, наливают на поверхность немного расплавленного олова и с помощью пакли распределяют его по всей поверхности изделия.


После проведения всех слесарных и иных работ поверхности готовых металлических изделий необходимо не только защищать от коррозии и прочих вредных воздействий, но и придать им красивый внешний вид, в чем и состоит цель отделки. Все эти процессы классифицируются по трем основным видам: механическая отделка - шлифование и полирование; нанесение декоративно-защитных покрытий - чернение, эмалирование, окрашивание красками, лаками и эмалями; химическая или электромеханическая обработка - анодирование, химическое окрашивание и др.

Подготовка к отделке. Какую бы операцию отделки ни предстояло выполнить, металлическое изделие должно быть очищено от всего инородного - масла, ржавчины, окалины и т. д. Прежде всего надо удалить ржавчину. Толстые (толще 100 мкм) и рыхлые слои можно удалять с помощью металлической щетки, грубой наждачной бумаги, стальной мочалки. Тонкие слои ржавчины удобнее устранять химическими средствами, в состав которых входят кислоты, способные растворять ржавчину, например, такими, как «Преобразователь ржавчины», «Антикор», «Русас» и др. Выпускаются такие средства в виде порошков, жидкостей и паст и часто содержат абразивы и моющие добавки, которые очищают поверхность металла не только от ржавчины, но и от иных загрязнений.

Следующая операция по очистке поверхности - ее обезжиривание, т. е. удаление жиров и масел, которые обычно смывают мылом, содой или раствором едкого натра, а также смесью жженой извести с содой. Чтобы не касаться обрабатываемых поверхностей руками, изделие рекомендуется подвязать к проволоке из того же металла и опустить на ней в обезжиривающий раствор. Если жир с поверхности удален полностью, то вода будет смачивать всю поверхность равномерно; если же нет, то на пятнах жира вода собирается в крупные капли. После полной очистки поверхности ее тщательно промывают.

На поверхностях металла нередко наблюдаются тонкие слои оксидов, особенно после термической обработки. Их удаляют с помощью протрав - кислотных смесей: деталь погружают на определенное время в такую смесь, а затем промывают водой. Для удаления тонких слоев оксидов протравой может служить раствор гидротартрата калия (винный камень).

Для удаления оксидов с поверхностей металлов применяют различные протравы, о которых можно получить сведения в специальной литературе, посвященной этому вопросу. Здесь мы приведем самые простые рецепты протрав лишь для некоторых материалов.

Железо, сталь, чугун. В концентрированную азот-ную кислотудобавить небольшое количество сосновой сажи и опустить туда изделие на несколько минут, затем промыть водой, погрузить в 4%-НЫЙ раствор соды и вновь промыть. Окислы на стали удаляют также погружением детали в раствор, состоящий из четырех массовых частей (м. ч.) концентрированной серной кислоты и одной массовой части воды. S Алюминий. Изделие опускают в раствор каустической соды (1:10) и держат там до момента выделения пузырьков водорода. После этого изделие извлекают, промывают водой и погружают в I %-ный раствор соляной кислоты, затем опять промывают и сушат. S Олово, свинец. Раствор соды плюс очистка щеткой. ^Цинк. 1 м. ч. концентрированной серной кислоты и

16 м. ч. воды.

Медь, латунь, бронза. Протрава состоит из 2 кг концентрированной азотной кислоты, 1 кг концентрированной серной кислоты, 10 г поваренной соли и 15-40 г цинкового купороса. Чем дольше изделие находится в такой протраве, тем более матовой становится его поверхность.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Тонколистовой металл

Отделка изделий

Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки в учебной мастерской включает зачистку кр омок, шлифование деталей и окраску . Эти операции придают изделию красивый внешний вид и увеличивают его сопротивление износу и коррозии.
С этой целью изделия из тонколистового металла и проволоки зачищают напильником и шлифовальной шку ркой и покрывают краской или лаком.
Зачистку кромок выполняют напильником с мелкой засечкой. С его помощью удаляют заусенцы, притупляют острые углы. Небольшие неровности, царапины удаляют шлифовальной шкуркой. Для удобства зачистки кромок заготовок из листового металла рекомендуется закрепить их между двумя деревянными дощечками в тисках. Тонкие и короткие детали обрабатывают на листе шлифовальной шкурки. Детали прижимают деревянной колодочкой и с некоторым усилием перемещают взад и вперед по поверхности шкурки.
Перед окраской или лакированием поверхности детали обезжиривают специальными растворами (по указанию учителя) или протирают их ватным тампоном, смоченным в растворе соды.

Краску или лак наносят на сухую поверхность методом распыления из баллончиков или кистью равномерно по всей поверхности (см.рис. справа).

Нанесенную кистью масляную краску тщательно растирают по всем направлениям. Эмалевую краску (эмаль) наносят без растирания. Второй слой краски или лака наносят после высыхания первого. При этом слой краски становится ровным, а окрашенная поверхность приобретает красивый вид. Покрытие краской или лаком защищает поверхность изделий от коррозии.
Кисти хранят в стеклянной банке с водой или в специальной подвеске.

Широко применяется покрытие поверхностей металлических изделий окисными пленками - оксидирование . Для этой цели изделие нагревают в муфельной печи и охлаждают в специальном растворе (подготовленном учителем). Поверхность таких изделий имеет черный или темно-синий цвет. Этот способ отделки называют воронением (чернением ).

Быстрое чернение (аналогично воронению и оксидированию) это процесс придания красивого равномерного черного декоративного и защитного покрытия на металлические изделия при комнатной температуре.

На предприятиях антикоррозионную отделку металлических изделий выполняют лудильщики (покрытие оловом ), гальваники (электролитическое покрытие хромом, никелем и др.), металлизаторы (покрытие любым распыленным металлом ). Рабочие этих специальностей должны хорошо знать свойства металлов и сплавов, устройство установок для отделки изделий.

Работы по окраске и лакированию выполнять в проветриваемом помещении.
Следить за чистотой рук и одежды.
Не касаться грязными руками глаз и лица.
Не окрашивать изделия вблизи нагревательных приборов.

После окончания работы тщательно мыть руки с мылом.