Ивановская горка – один из старейших районов Москвы, расположенный в самом центре столицы. С четырех сторон район окружают исторические улицы города – Покровка, Лубянский проезд, Маросейка и Солянка. Ивановскую горку начали заселять 800 лет назад, район является квинтэссенцией московской архитектуры, местом с огромным количеством достопримечательностей и архитектурных шедевров.

Район Ивановская горка возник на одноименном холме, одном из семи холмов города. Высота холма – 150 м над уровнем моря. Архитектурная доминанта местности – Ивановский монастырь. Именно этот уникальный объект дал название холму, а затем – району.

Ивановская горка входит в так называемый Белый город – архитектурно-исторический заповедник Москвы.

Атмосфера Ивановской горки уникальна – здесь сохранился настоящий дух старой Москвы, в полной мере передающий оригинальность великого города. Район состоит из множества переулков, сами названия которых звучат как музыка для любителей старины – Старосадский, Колпачный, Подколокольный, Большой Спасоглинищевский.

Ивановская горка – место множества церквей. При этом район является единственным в Москве, где поблизости расположены крупнейшие храмы трех религий – Ивановский монастырь, лютеранский собор Петра и Павла и Хоральная синагога.

В разные времена на Ивановской горке жили московские князья, видные бояре, бароны, купцы. Например, здесь находилась резиденция крупнейших русских промышленников Мамонтовых, располагались респектабельные доходные дома. В советские годы большинство домов Ивановской горки были переоборудованы под коммунальные, а церкви – закрыли. Тем не менее новой власти хватило разума, чтобы не сносить церкви Ивановской горки – ни один из храмов не был уничтожен, все они дошли до нашего времени и возвращены РПЦ.

Сохранилось и множество малоэтажных домов самых разных эпох. В отличие от других мест центра Москвы, Ивановская горка остается в полной мере жилым районом: офисных зданий и современной застройки здесь немного.

Достопримечательности Ивановской горки

Славянская площадь

Начинается горка со Славянской площади, откуда лучше всего начать осмотр этого туристического маршрута. Площадь находится неподалеку от вестибюля метро «Китай-город». Интереснейший вид открывается от памятника Кириллу и Мефодию: это два модерновых особняка, построенных в конце XIX в. известными архитекторами А. Ивановым и Ф. Шехтелем. Архитектурный облик зданий строг и элегантен. Слева от особняков стоит храм Рождества Иоанна Предтечи, возведенный в XVIII в. Церковь небольшая, с двумя аккуратными золотыми главками.

За церковью Иоанна Предтечи на Славянской площади берет свое начало одна из самых древних улиц столицы – . Эта улица - настоящий архитектурно-исторический музей под открытым небом, она буквально дышит стариной. Особо выделяется церковь Всех Святых на Кулишках. Согласно легенде, этот храм был построен на месте деревянной церкви, возведенной по приказу Дмитрия Донского после Куликовской битвы. Дошедший до нашего времени храм в уникальном стиле «русское узорочье» построили в XVII в. Особый интерес вызывает храмовая колокольня, которая, подобно Пизанской башне, немного наклонена к земле.

В древности в этом месте располагался огромный соляной склад, а также рынок, на котором соль закупали оптом и развозили по всей России. в основном состоит из доходных и купеческих домов XVIII-XIX вв. Фасады сохранились прекрасно, что позволяет любителям старины получить наглядное представление об облике столичной торговой улицы 200-летней давности.

Неподалеку от Солянки находится красивейший православный собор – храм Св. Владимира. Построил здание зодчий А. Фрязин в начале XVI в. На тот момент, помимо храмов в стенах Кремля, в Москве находилось не больше десятка каменных церквей. Храм поражает своим возвышенным обликом. Стены совершенно белые, пять главок и колокольня украшены темными куполами.

В 1937 г. Владимирский храм собирались разрушить, но московскому комитету госохраны памятников старины каким-то чудом удалось отстоять здание. В церкви долгое время располагались фонды Исторической библиотеки.

В 1990 г. церковь возвратили в ведение Московского Патриархата. В настоящее время в храме проходят традиционные православные службы, работает воскресная школа и издательский комплекс РПЦ.

Ключевая достопримечательность района – . Обитель основали в XIV в. и назвали в честь Иоанна Крестителя. В монастырь приезжали молиться русские цари, а в XVIII в. он получил еще одно предназначение – некоторые кельи стали использовать в качестве тюремных казематов. В одном из скитов томилась печально известная Салтычиха. Барыню-убийцу содержали в строгости: она сидела в подземелье в полной темноте, свечку ей позволяли зажечь только во время еды. В стенах Ивановского монастыря Салтычиха провела больше 30 лет.

Еще одна знаменитая узница – Досифея. Эту девушку в народе считали незаконнорожденной дочерью царицы Елизаветы. Императрица Екатерина II приказала насильно постричь Досифею в монахини и содержать ее безвылазно в стенах Ивановского монастыря.

Преобладающий элемент монастырского комплекса – Храм Иоанна Предтечи. Здание построено М. Быковским в середине XIX в. с явным ориентиром на итальянскую архитектуру, но с добавлением черт, традиционных для русского зодчества.

Храм Иоанна Предтечи получил печальную известность в начале XX в. В подземельях собора был создан прообраз ГУЛАГа – лагерь для политических заключенных, неугодных лиц и классовых врагов. Вперемешку с этими людьми наказание отбывали матерые убийцы, грабители и воры. РПЦ храм был возвращен в 1990 г.

Ивановский монастырь открыт для широкого круга посетителей. Время работы: 8.30-20.00. В ходе экскурсии посетители ознакомятся с образцами древнерусской архитектуры, осмотрят кельи и казематы монастыря, попробуют монашеских блюд.

В Подколокольном переулке расположена усадьба Николая Захаровича Хитрово – генерал-майора, историка, представителя старинного дворянского рода. Усадьбу построили в 1812 г. на пепелище старого дома. Особняк – ярчайший представитель московского ампира. На фронтоне можно увидеть бронзовый герб рода Хитрово.

Рядом с усадьбой находится монументальное темное-желтое здание с аркой и огромными статуями рабочего и колхозницы – Дом командиров Красной армии. Строение было возведено в 1941 г. по проекту архитектора И. Голосова. Дом командиров является прекрасным образцом смешения двух стилей – конструктивизма и сталинского ампира.

У представителей лютеранства в Москве есть лишь один храм – в Старосадском переулке. Архитектору В. Коссову удалось гармонично вписать готическое здание с необычным орнаментом на фасаде в пейзаж Ивановской горки. Строительство здания было завершено в 1905 г.

Каждое воскресенье в кихре проводится традиционная для лютеран религиозная служба. Кроме того, здесь проходят органные концерты.

В Спасоглинищевском переулке – центр религиозной жизни российских евреев. История появления этого здания в Москве неразрывно связана с именем купца Лазаря Полякова, с 1886 г. возглавлявшего городскую иудейскую общину. Поляков приобрел участок в центре Белокаменной и сумел добиться от властей города разрешения на строительство храма.

Возведение большого здания в стиле модерн с элементами стилистики Древнего Востока было завершено в 1891 г. Монументальности Хоральной синагоге придают крупный портик с восемью дорическими колоннами, арочного вида вход и огромный купол.

Напротив Хоральной синагоги расположился небольшой (2,7 Га), но уютный и современный парк «Горка». Открытие объекта состоялось в 2017 г. Парк расположен на небольшом холме, спускающемся в сторону Б. Спасоглинищевского переулка тремя каскадами. В верхней части построены беседки, смотровая и детская площадки. Второй ярус представляет собой прогулочную зону с прекрасным покрытием, множеством деревьев и кустарников и отличной площадкой для детей. В нижней части парка расположен фонтан и красивые скамейки.

Парк «Горка» примечателен тем, что эту прекрасную зону для отдыха горожан сделали на месте заброшенного пустыря.

Прогулка по переулкам Ивановской горки позволит прикоснуться к истории, узнать Москву в ее подлинно историческом виде. Именно таким город знали и любили Пушкин, Толстой, Бунин, Гиляровский.

Видео про историю Ивановской горки

Путеводитель по Ивановскому холму, составленный краеведами Рустамом Рахматуллиным и Александром Можаевым для журнала «Московское наследие».

Часть 1-я: Кулишки .

СТАРЫЕ САДЫ

Александр Можаев : — В последнее время часто приходится слышать, что Москва потеряна как исторический город, что в Питере еще есть что спасать, а здесь нет: старый центр окончательно проглочен строительным комплексом. Это не совсем так.

Говорить, что старой Москвы больше нет, можно только по незнанию. Хотя бы потому, что у нас есть Ивановская горка. Конечно, страшно сознавать, что самый удивительный и самый бескрайний исторический город России того гляди ужмется до размеров какой-нибудь Костромы. Но ведь это не значит, что нам больше не о чем тревожиться и нечем восторгаться.

Для начала, здесь просто красиво. Много видовых точек, и можно любоваться городом, даже не ведая ни о какой «историко-культурной подоснове». Здесь сохранились почти все храмы, существовавшие к 1917 году, и многие из них до сих пор не потеряли своего градостроительного значения. Здесь уцелела средневековая планировка кривых переулков, закрученная в сложные узлы и разбегающаяся то вниз, то вверх по холму. Здесь есть проходные дворы, еще не объявленные частной собственностью.

Рустам Рахматуллин : — Словом, понятие о сакраментальных семи холмах дается здесь так же легко, как и понятие о сакраментальных сорока сороках. Храмов сохранилось десять из тринадцати, не считая двух инославных и одного иноверного.

Но очертим границу того мира, о котором говорим: от Маросейки — Покровки до Солянки и от Ильинского сквера до Покровского и Яузского бульваров. Это москворецкий склон Сретенского холма. Выше Маросейки — Покровки холм еще пологий, а ниже становится крутым. В старости, наверное, здесь трудно жить. Плотность застройки осталась по преимуществу усадебной, то есть воздушной, сквозящей дальними видами. Косогоры террасированы, и дворы устроены ступенями, как висячие сады. Собственно, одно из имен этого места — Старые Сады. Память о загородном саде московских государей, окружавшем летний дворец…

А.М. — Именно о загородном, подмосковном — поскольку речь идет о XV столетии…

Р.Р. — Да, дворец впервые упомянут в завещании (духовной) Василия I, в начале XV века. В конце того же века Иван III основал новый летний дворец — в Воронцове, близ нынешней улицы Воронцово Поле, и государевы сады продлились до самого Андроникова монастыря. Старые Сады потому и старые, что Воронцово было новыми садами. Василий III еще проявлял интерес к старому дворцу, коль скоро выстроил при нем кирпичную Владимирскую церковь. Но уже Грозный предпочитал для «государского прохладу и летования» Воронцово. Недаром оно вошло в опричнину, а Старые Сады — в земщину.

Последнее обстоятельство на века определило социальный и архитектурный облик Старых Садов (наблюдение Галины Науменко). Ведь в опричнину и земщину верстали не только территории, но и фамилии. Выселенные из опричного Арбата земцы облюбовали Старые Сады. Это была аристократия. С тех времен здесь сохранились несколько белокаменных подклетов, а кирпичных палат XVII века осталось более десятка, и все еще отыскиваются новые.
Крепостная стена, прошедшая в конце XVI века между Старыми и новыми садами, сделала первые частью Белого города.
Словом, Старые Сады — это город аристократии на зеленом холме.

КУЛИШКИ

Р.Р. — Имя «Старые Сады», судя по урочищным определениям церквей, тяготеет к верхней части местности, к Маросейке, а имя «Кулишки» — к нижней части, к Солянке. Кулишками назывались росчисти леса. Наверное, московские Кулишки — это прореженные Старые Сады. Ниже Солянки Кулишки переходили в открытое и даже затопляемое место — Васильевский луг, береговую часть великокняжеских владений. Туда мы не пойдем.

В поисках общего имени для Кулишек и Старых Садов современное краеведение останавливается на имени «Ивановская горка». Исторически это лишь тот отрог холма, на котором стоит Ивановский монастырь. Однако по монастырю был назван Ивановский церковный сорок, а это седьмая часть Москвы, восток и юго-восток старого города. Ивановская горка, даже став больше самой себя, все же гораздо меньше Ивановского сорока.

А.М. — Проектируемая сейчас заповедная зона предлагает считать Ивановской горкой весь треугольник, образуемый Маросейкой, Покровкой, Солянкой и бульварами.

Р.Р. — Треугольник огромный, для многочасовой прогулки. Но Маросейку, Покровку и бульвары нужно смотреть отдельно, так что сегодня мы выпускаем из вида почти все владения, выходящие на большие улицы.

А.М. — Мы будем двигаться тихими, извилистыми переулками, тротуары которых, как теперь водится, уже забиты припаркованными машинами, но транзитное движение еще в редкость. А по выходным здесь и вовсе благодать.

ОТ ВАРВАРСКИХ ВОРОТ

Р.Р. — Начать удобно от «нижнего» выхода метро «Китай-город». Метро залегает на границе Китая и Белого города, но из-за названия станции многие думают, что Маросейка и Солянка принадлежат Китаю. Можно усмотреть в этом исторический смысл: не так ли аристократическое, земское, посадское начало Китай-города продлилось в Старые Сады?
Граница Китай-города очевидна: вдоль Старой площади тянется крепостной вал, а вдоль Китайгородского проезда сохранилась сама стена. Плацдарм ныне занят Ильинским сквером с памятником Кириллу и Мефодию. Древнюю границу плацдарма на стороне Белого города удерживает односторонняя застройка Лубянского проезда.

А.М. — Немногие знают, что сквер называется Ильинским, и вообще, это заколдованное место. Общеизвестно, что где-то здесь находится то ли Старая, то ли Новая площадь, а сквер вроде как потерялся где-то посередине. Очень странное место эти площади, которых, во-первых, попросту не видно: на самом деле это широкие транспортные проезды. А во-вторых, я так и не смог запомнить, какая из них какая, и это не только моя проблема: в XIX веке они действительно периодически менялись названиями. А вот широкий и совершенно очевидный сквер, тянущийся вдоль так называемой Старой площади, воспринимается как ее озелененная обочина. Для пущей неразберихи сбоку прилепилась еще одна площадь, Славянская, то есть Ногина, то есть Варварские ворота, ну, вы понимаете. Сквер — место не только непонятное, но и довольно злачное. Красивое, зеленое, самый центр — могло бы стать прекрасным парком, а стало не пойми чем, будто и нет его вовсе. Зеленый шум, пустота, населенная отбросами общества. Фашистские митинги, межнациональные разборки, грабежи, проститутки, крайне агрессивные сексуальные меньшинства. Интересно, что на это скажет представитель метафизической ветви столичного краеведения?

Р.Р. — Задумается о несовпадении ощущений.

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ

Р.Р. — Украшением площади Варварских ворот служит церковь Всех Святых, что на Кулишках (дом № 2). И время ее основания, и время строительства существующего здания вызывают споры.
Возможно, именно эту церковь, конечно деревянную, называет хроника пожара 1365 года. А с конца XVIII века в литературе утвердилось мнение, что церковь, посвященная Всем Святым, построена как памятник Куликовской победы 1380 года. Определенно, что мимо этого места, по нынешним Варварке и Солянке, лежал путь московского войска на Куликово поле.
Существующее здание литературная традиция относит к концу XVI века, то есть к числу построек «годуновского стиля». Современные исследователи предпочитают датировать памятник 1630-ми годами, когда заимствования из годуновской архитектуры были в обыкновении. На фасадах церкви эти заимствования представлены в щедрой мере, а такая щедрость предвосхищает рождение узорочья — собственного стиля первых Романовых.
Сказанное не относится к колокольне и венчающей части храма, появившимся в конце XVII века, а также к барочному оформлению заложенной галереи. Кстати, мы видим только верхний ее ярус: первый этаж храма скрыт землей. Возможно, площадь выровнена подсыпкой.


А.М. — В 1990-е в прессе обсуждалось предложение поднять храм на дневную поверхность. Казалось, что это последние судороги величественных проектных учреждений, ведавших передвижкой зданий в советские годы. Действительно, если бы здание подросло на этаж, то его градостроительная роль возросла бы значительно. Но храм, стоящий над могилой героев Куликова поля, подвешенный на домкратах — такое и представить себе было немыслимо. Однако известно, что в этом городе возможно всё: в 2009 году ретивый инженер Пашкин пробил-таки это невероятное решение, фактически — частным порядком. Разрешение получено лишь на укрепление фундаментов, но благословение и спонсорские деньги — на подъём храма и обустройство дополнительного нижнего этажа. Никакого общего обсуждения проекта, решающего не только судьбу одного из древнейших храмов города, но и кардинально меняющего сложившийся облик одной из центральных его площадей, не было. Когда общественность спохватилась, из под храма уже был полностью вынесен (как бы укрепляемый) белокаменный фундамент 16 века, а заодно и слой древнего некрополя. Теперь здание действительно висит на домкратах , что будет с ним дальше — не ясно…

Р.Р. — В чуму 1771 года храм вошел в большую историю. Ему принадлежала икона Боголюбской Божией Матери, помещавшаяся на соседней башне Варварских ворот. Карантинный запрет собираться у чудотворной иконы, странным образом исходивший от московского архиепископа Амвросия, спровоцировал Чумной бунт — разгром толпой архиерейских покоев в Кремле и убийство самого владыки в Донском монастыре. Накануне этих событий священник Всехсвятской церкви Федор Матвеев говорил прихожанам, что Москва наказана за непочитание Боголюбской иконы, что Сама Богоматерь умолила Спасителя заменить каменный дождь трехмесячной чумой. После подавления мятежа священник был лишен сана.

«ДЕЛОВОЙ ДВОР»

Р.Р. — От памятника Кириллу и Мефодию раскрывается замечательный архитектурный фон Всехсвятской церкви — «Деловой двор». Неоклассический комплекс административно-конторских помещений, построенный в 1913 году архитектором Иваном Кузнецовым (Варварские ворота, 2/5). Колонная полуротонда левого от нас (западного) корпуса замечательно «играет» с колокольней Всех Святых, отвечая ее членениям — своими. Такой же тонкой была игра правого (восточного) корпуса с башней Варварских ворот: обращенный к ней срезанный угол «Делового двора» обладает собственными воротами и увенчан куполом. Башни давно нет, но, как лицо Медузы в щите Персея, есть ее отражение в зеркале неоклассики.

ПАЛАТЫ ТУРГЕНЕВЫХ

Р.Р. — Начинаем движение. Поднимаемся вдоль Ильинского сквера, по Лубянскому проезду. Первый круг маршрута охватывает древнее урочище Глинищи, лежащее вдоль этого проезда.
Здесь, под № 21, недавно выявлены палаты XVII века, принадлежавшие древней фамилии Тургеневых. Внешне это гораздо более поздний усадебный дом, скромно стоящий в глубине уютного двора. Через арку можно войти в сводчатые помещения первого этажа, а на заднем фасаде видны раннеклассические ниши второго и третьего этажей.

А.М. — Существуют графические реконструкции этого района на XVIII век, показывающие его таким укромным, заросшим лопухами плацдармом, снаружи обстроенным избушками. Но выясняется, что уже в XVII веке плацдарм обступали богатые усадьбы. Да и Васильевский луг не был таким уж лугом, по крайней мере на фотографии XIX века виден благородный дом, явно перестроенные палаты, стоявшие позади церкви Всех Святых.

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ГЛИНИЩАХ

Р.Р. — Выше по склону выделяется сталинский жилой дом (Лубянский проезд, 17) с огромной аркой, в которую выведен Малый Спасоглинищевский переулок. На месте дома, на южном углу переулка, стояла церковь Спаса Преображения в Глинищах.
Она известна, как и само урочище, с 1460 года. Последний храм на этом месте, 1775-80 годов, был столь хорош снаружи и внутри, что приписывался руке Василия Баженова. Для атрибуции существенно, что как раз в годы строительства храма в его приходе жил другой крупнейший архитектор — Карл Иванович Бланк.
Храм разобран в 1931 году, дом на его месте заселили высшим комсоставом Красной армии.

ДОМ УВАРОВА

Р.Р. — Малый Спасоглинищевский переулок выводит нас в Большой. На северном углу двух переулков стоит дом именитого гражданина, виноторговца Александра Яковлевича Уварова. Именно он финансировал строительство Спасской церкви, был ее старостой. Несмотря на близость храма, Уваров держал у себя винный погребок. Дом построен в 1790-е годы на сводчатых подвалах 1760-х годов. Глядя на фасад, снова предполагаешь руку первостатейного мастера. Называют Матвея Казакова, но бездоказательно. Арка ведет в усадебный двор с винным складом по северной границе владения.
Выйдя назад, нужно подняться выше по Большому Спасоглинищевскому переулку и обернуться, чтобы оценить пейзаж. Переулок падает с горы, протяженный разновысокий фасад уваровского дома образует его правую кулису, а в перспективе поднимается котельническая высотка. Значит, прежде с этой высоты был виден заслоненный высоткой Таганский холм за Яузой, с его церквями и дворцами.
Позади шумит Маросейка, но мы идем вперед и вниз.

СИНАГОГА

Р.Р. — Ниже по переулку стоит фундаментальное здание хоральной синагоги (10), построенное в 1896 году архитектором Семеном Эйбушитцем. Величественный интерьер оформлен через десять лет знаменитым зодчим Романом Клейном. Недавняя реставрация вернула зданию купол. По преданию, купол снесен еще до революции, после того, как некий близорукий губернатор перекрестился на него.

А.М. — Напротив — так называемая Стена плача , подарок мэра Лужкова. Клонирование святынь — типичная забава современной столицы, однако, должно быть, и это работает. Во всяком случае, люди приходят к этой стене загадывать желания, так, словно она настоящая.

ДОМ АЛАБОВА

Р.Р. — Чем ниже спускается переулок, тем выше поднимается слева над ним отрог холма — Алабова гора. Имя горы кажется древним, но происходит от фамилии домовладельца конца XVIII века. Дом капитана Абрама Ивановича Алабова, армянина по происхождению (вероятно, Алабяна), стоит на углу квартала (№ 9/1).
Во дворе этого дома, слева, сохранились палаты XVII века со следами современных реставрационных исследований на фасадах.

А.М. — Вряд ли это можно назвать исследованиями. Сейчас на фасаде виден лишь поребрик , довольно жалкие следы былого богатства. Не так давно сохранялись фрагменты древних интерьеров — своды, внутристенная лестница. Однако все это было напрочь изуродовано реконструкцией 1990-х. А напротив, по другую сторону переулка, стоял неисследованный памятник первой половины XVIII века — выступающий за красную линию дом со сводами и скрытым под штукатуркой барочным декором. Он в те же годы вообще снесен, тоже безо всякого исследования. Начало переулка осваивает некое госучреждение без вывески, и помимо сносов здесь практикуется отменно, замечательно гадкое качество нового строительства. Ужасно жаль, что нижняя часть этого удивительного, стекающего с высокой горы переулка столь безнадежно испорчена.

Есть в старой Москве удивительное место, почти не испорченное новоделами и чрезвычайно богатое памятниками истории и архитектуры. Зовётся оно Ивановской горкой по стоящему здесь женскому Ивановскому монастырю. Считается, что на Ивановской горке памятников не меньше, чем в Кремле. Другое дело, что выглядят они не так эффектно, да и известно о них гораздо меньше.Высокий холм, лежащий неподалёку от устья Яузы, изрезан множеством переулков. Их здесь 15. У южного подножия холма издавна проходит древняя дорога на Рязань и Владимир (нынешняя ул. Солянка), а по его гребню идёт не менее древняя и знаменитая Стромынская дорога, ведущая из Москвы через когда то богатое торговое село Стромынь в Юрьев-Польский и Суздаль. На Ивановскую горку проще всего попасть с площади Варварских ворот. Зовётся она по несохранившимся воротам Китай-города, служившим для выезда с улицы Варварки. С этими воротами связано мистическое событие Смутного времени. Когда в мае 1606 года через них везли в Убогий дом тело Лжедмитрия I, растерзанного толпой во время восстания, то поднялась ужасная буря, сорвавшая крышу с ворот, едва через них провезли мертвеца. Сейчас большая часть площади застроена зданиями примерно столетней давности. Справа на холме стоит бывшая гостиница «Боярский двор», созданная в 1900-1901 гг выдающимся зодчим эпохи модерна Францем Альбертом Шехтелем. К сожалению, уже 100 лет гостиница не используется по прямому назначению – её занимают чиновники. 🙁

Массивное серое здание с очень широкими окнами, стоящее на углу Китайгородского проезда и площади – это Деловой двор, на современном новоязе – «многофункциональный офисно-гостиничный комплекс». Здание построил Иван Сергеевич Кузнецов по заказу миллионера Н.А.Второва ( на Спасопесковской площадке – это ). Комплекс включал в себя склады, магазины, амбары (т.е. конторские помещения) и гостиницу. В 20-е гг ХХ века большевики устроили здесь 4-й «Дом советов». В нём жили партийные чиновники и, среди них, Джон Рид, автор книги “10 дней, которые потрясли мир”. Позже здесь находились наркоматы, затем министерства. О зданиях подобных «Боярскому и Деловому дворам» очень хорошо написал В.Брюсов: “Недавно я прошёл знакомым переулком и не узнал заветных мест совсем; тот мне знакомый мир был тускл и нем; теперь сверкало всё, звенело в гуле гулком; Воздвиглись здания из стали и стекла, дворцы огромные, где вольно бродят взоры…”

Мостиком в прошлое нам послужит храм Всех Святых, что на Кулишках. Эта церковь изначально была поставлена ещё в 1380 году по повелению князя Дмитрия Ивановича Донского в память обо всех русских воинах, павших на Куликовом поле. Считается, что с этого момента и возникла традиция ставить храмы-памятники в честь побед русского оружия. Первоначально храм был деревянным, впервые упомянут в летописи под 1488 г. в связи с “Всехсвятским пожаром”: «…на девятом часу дни загорелася церковь Благовещение на Болоте, и оттого погорело от города до Кулишки, мало не до Всех Святых…». Нынешний каменный храм также имеет весьма почтенный возраст. Он был построен на рубеже XVI-XVII веков.


Хорошо заметно, что колокольня храма наклонилась на запад почти на целый метр. Объясняют это тем, что на колокольне «чертёнок Игнашка кувыркался».
Случилось это в конце 1666 г. в нищепитательнице (благотворительном заведении) при церкви Кира и Иоанна на Кулишках. Вселился демон, пущенный туда чародеем. Демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя ни днем, ни ночью. Сбрасывал их с лавок, кричал разные нелепицы, на печи, на полатях и в углах стучал и гремел. Во время службы раздавались гиканье, смех и всякие гадости. Старухи бесчинствовали и кричали не своими голосами. Прихожан в храме обдавало замогильным холодом, во время службы гасли свечи. На церковном совете решили – бес в церкви объявился. Хотя храм – святое место, но иногда и там появляется всякая нечисть. Священники объясняют это кознями лукавого, который норовит заставить христиан усомниться в вере. Слухи о «бесе» немало обеспокоили Государя Алексея Михайловича, который приказал воздействовать молитвами против злокозненного духа. Несколько попов пытались изгнать беса. Одному нечистый сразу заявил – не тебе меня отчитывать, ты вчера всю ночь с Варькой балагурил. Второму сказал: “не изгонишь – много пьешь и чревоугодничаешь”. Только преподобный Илларион из Флорищевой пустыни смог изгнать беса. Ему чертенок признался, что зовут его Игнат, и в прошлом был он непослушным мальчишкой. И еще сказал, что просто так не уйдет. 10 недель отчитывал его Илларион, бесенок прятался по окрестным церквам, но всякий раз возвращался обратно. Наконец в духовной борьбе Илларион победил и изгнал «демона», после чего для закрепления победы еще 10 недель оставался в нищепитательнице, а затем возвратился во Флорищеву пустынь. Впоследствии Илларион стал митрополитом Суздальским и Юрьевским. Узнал об этой истории и изложил ее профессор университета Иван Михайлович Снегирев, изучавший житие Иллариона.
Путь к подножию Ивановской горки идёт по короткому Солянскому проезду. Стоит ненадолго свернуть в Спасоглинищевский переулок к… московской хоральной синагоге.


Участок для неё был куплен ещё в 1886 году. Однако построили её почти 10 лет спустя по проекту Семена Семёновича (у нас ведь нельзя без отчества) Эйбушитца. Родом он был из Австрии, однако закончил МУЖВЗ, принял российское подданство и много строил для московского купечества. Одним из главных заказчиков Эйбушитца был основатель торгово-промышленной империи Лазарь Соломонович Поляков, штатский генерал, получивший чин за крупное пожертвование на благотворительность. О нём в городе ходила такая шутка: «И охота вам затруднять язык – Лазарь Соломонович, Лазарь Соломонович, говорите просто – Ваше превосходительство». Л.С.Поляков заказал архитектору постройку хоральной синагоги. В 1906 году её интерьеры перестроил Роман Иванович Клейн.

С синагогой связан известный московский анекдот, согласно которому император Александр III по ошибке перекрестился на её купол, увенчанный звездой Давида. Кто-то из придворных тут же указал Его Величеству на ошибку. Разгневанный император приказал… снести купол и вплоть до недавнего времени синагога так и стояла без оного. Купол восстановили по решению Лужкова в 2001 году.

Странная скульптурная композиция напротив синагоги называется «птица счастья». Её автор – известный московский скульптор Игорь Бурганов. Из раскрытой ладони вылетает голубь, что должно символизировать дружбу между народами. Бывший Большой Ивановский переулок, ставший в советское время улицей Забелина, ведёт на вершину Ивановской горки. В начале переулка, выходя на Солянку, стоит жилой комплекс начала XX века постройки архитекторов Шервуда, Германа и Сергеева. Это хороший пример элитной недвижимости, только столетней давности. Наверное, московские старожилы также возмущались появлением подобных зданий, как мы возмущаемся претенциозным лужковско-собянинским новоделам. М.И.Цветаева писала о подобных домах: «Домики с знаком породы, с видом её сторожей. Вас заменили уроды – грузные, в шесть этажей.»


Ивановский монастырь, который собственно и дал имя Ивановской горке, стоит выше по склону холма. Но прежде стоит обратить внимание на церковь св. Владимира в «Старых садех». Храм стоит на склоне Ивановской горки и очень выгодно замыкает перспективу ул. Забелина.


Это одна из древнейших церквей Москвы. В начале XV века на юго-западном склоне холма был устроен государев сад. Первое упоминание о великокняжеском загородном дворе у церкви св. Владимира датировано 1423 годом. Это духовная грамота Василия I, который отписал это имение своему сыну Василию II (впоследствии Тёмному) вместе с вотчиной – «великим княженьем».
Во второй половине XV века новый государев сад был устроен в Замоскворечье, а здешние сады стали именоваться «старыми». В 1514 году Василий III, отец Иоанна Грозного «повеле заложить и зделати церкви каменные и кирпичные на Москве». К числу 11 старейших каменных церквей нашего города относится и «Владимир в старых садех». Строил его Алевиз Фрязин, как гласит летопись. Правда крупнейший знаток Москвы Сергей Романюк утверждает, что от Алевиза Фрязина здесь ничего не осталось. Во второй половине XVII века старую церковь разобрали и возвели заново в прежних формах.


В 1933 году церковь захватило ОГПУ, оно же долгие годы хозяйничало и в Ивановском монастыре. Возможно поэтому и церковь, и монастырь сохранились хоть и в обезображенном виде. Сейчас св. Владимир полностью реставрирован, а в монастыре реставрация продолжается по сей день.
Но стенам обители не привыкать. Она столько раз переживала упадок и полное запустение, что советский период с 1918 по 1990-е годы стал лишь ещё одной печальной страницей в её истории. Возобновили монастырь в 2000 году.

Считается, что монастырь основала Елена Глинская около 1533 года в честь рождения наследника, крещёного Иваном. Небесным покровителем будущего государя стал Иоанн Предтеча, посему и главный храм монастыря был освящён во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Монастырь отличался суровым уставом, в его стенах неоднократно содержались знатные узницы, начиная со второй жены царевича Ивана, Пелагеи Петрово-Соловово, в иночестве Параскевы. Постригли её на Белоозере, а затем привезли в Ивановский монастырь. Она пережила своего супруга на 39 лет и умерла в 1620 году. Существуют весьма расплывчатые сведения о том, что в том же 1620 году здесь умерла и первая жена царевича Ивана, Евдокия Сабурова, насильно постриженная под именем Александры. Здесь же была заточена Марья Петровна Шуйская – супруга «боярского царя» Василия, пленённого поляками и увезённого в Варшаву, где он и скончался. Позже Марью перевели в Покровский суздальский монастырь – знаменитую женскую тюрьму средневековой Руси.
Однако, самыми знаменитыми узницами монастыря слывут Дарья Салтыкова (Салтычиха) и таинственная .

Дарья Николаевна Салтыкова была дочерью дворянина Николая Артамоновича Иванова и внучкой крупного чиновника XVII века думного дьяка Артамона Иванова. Дарья вышла замуж за Глеба Алексеевича Салтыкова, ротмистра лейб-гвардии Конного полка. В 26 лет овдовела. После чего у неё проявились самые низменные черты натуры. За 7 лет она до смерти замучила 139 душ женска пола и 3 мужиков. Поводом для «наказания» обычно служило нечистое бельё или плохо вымытые полы. Крепостных девок нередко забивали до смерти, некоторых привязывали голыми на морозе, загоняли поздней осенью в пруд и т.п.
Благодаря знакомствам и взяткам жалобы на свирепую помещицу не достигали цели. Жалобщики прямиком попадали в руки своей госпожи. Кстати, когда Дарья «положила глаз» на Николая Тютчева, а тот отверг её любовь, она приказала своим гайдукам подпалить его дом так, чтобы он непременно сгорел вместе с невестой. Но крепостные не рискнули убивать дворянина.

Страшные деяния открылись в 1762 году, когда двое крепостных Савелий Мартынов и Ермолай Ильин (у него Салтычиха замучила 3-х жён) бежали в СПб и подали жалобу только что вступившей на престол Екатерине II. Государыня взяла дело под личный контроль. Салтычиха отвергла все обвинения, тайная канцелярия просила разрешения прибегнуть к пытке, но государыня попробовала устыдить злодейку и направила к ней самого честного и знающего священника. Однако четыре месяца спустя батюшка признал, что та погрязла в грехах и добиться раскаяния от неё невозможно. В 1768 году Юстиц-коллегия приговорила Салтычиху к смертной казни. Но Екатерина II своим указом от 12 июня 1768 г. приказала лишить Салтычиху дворянского сословия, всех званий, имущества, материнских прав и постановила впредь именовать “сие чудовище мущиною”. Мздоимцы и взяточники, покрывавшие убийцу, были отправлены в ссылку, подельников её приговорили к публичной порке, вырыванию ноздрей и последующей вечной каторге в Нерчинске, а главную виновницу 17 ноября 1768 г. подвергли гражданской казни на Красной площади. Салтычиху возвели на эшафот, приковали цепями к позорному столбу и повесили на грудь табличку со словами “Мучительница и душегубица”. После часового стояния её заключили в яму под Соборной церковью Ивановского монастыря.

11 лет содержалась она в тёмном склепе под охраной солдата. Свечку в темницу вносили только на время еды, которую он ей подавал. От караульного солдата Салтычиха прижила ребёнка. После этого остальные 22 года Дарья Салтыкова провела в специальной клетке, пристроенной к собору, на виду у всех прихожан. Умерла она в 1801 году, похоронили её на кладбище Донского монастыря. Её надгробие сохранилось до наших дней.


В 1785 году закрытая карета с наглухо зашторенными окнами привезла в монастырь молодую женщину. Её поселили в специально построенном домике. Общаться с ней было строго-настрого запрещено. Её лицо, весьма похожее на лик почившей государыни Елизавеы Петровны видели лишь игуменья, её келейница – служанка и одновременно стражница, да монастырский священник, который служил литургию для неё одной в наглухо запертом храме. На содержание приходили значительные суммы из казначейства, дополняемые щедрыми пожертвованиями от неизвестных лиц.
После смерти Екатерины режим содержания таинственной монахини был несколько смягчён. Тогда то стало известно её мирское имя – Августа. Вероятно, в ту пору был написан её портрет, хранившийся в покоях игуменьи. На его обороте была надпись: «Принцесса Августа Тараканова, во . Пострижена в Ивановском монастыре». Умерла она 4 февраля 1810 года. На отпевание и похороны прибыла вся московская знать во главе с генерал-губернатором графом Гудовичем, присутствовали сенаторы и прочие вельможи. Похоронили Досифею в Новоспасском монастыре – старинной усыпальнице Романовых, но не в соборе, а у монастырской стены. В 1910 году над её могилой возвели часовню.
Считается, что под именем Досифеи в Ивановском монастыре содержалась в заточении дочь Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича Разумовского . Она имела куда больше прав на российский престол, чем немецкая принцесса. Вскоре после воцарения Екатерины II некая авантюристка (не называвшая себя Августиной Таракановой) заявила о своих правах на российский престол и получила поддержку от польской шляхты. Её многочисленными псевдонимами были Госпожа Франк, госпожа Шолл, Али Эметти, княжна Волдомир с Кавказа, Азовская принцесса, графиня Пиннеберг, царица Елизавета, наконец… Именно её граф Орлов заманил на борт российского фрегата и доставил в Петербург. По преданию, она погибла в каземате Петропавловской крепости во время наводнения 1777 года. На самом деле она умерла от чахотки в декабре 1775. Настоящую же обнаружили лишь 10 лет спустя и заточили в Ивановский монастырь.

Имя мученицы Августы поминается в святцах 24 ноября. Именно в этот день в 1741 году Елизавета Петровна вступила на российский престол. Год спустя в тот же день состоялось тайное венчание Елизаветы и Алексея Разумовского. Так что родители вполне могли дать дочери имя святой, поминаемой в день их венчания.
Спустя 2 года после смерти Ивановский монастырь в очередной раз сгорел дотла. Восстанавливать его не стали, а церковь перевели в разряд приходских. Лишь в 1859 году Высочайшим разрешением Александра II началось восстановление Ивановского монастыря. Это дело попало в руки купчихи Мазуриной, которая… выгнала живших здесь синодальных служащих и священника, разломала старые постройки, заложила фундаменты новых, возвела великолепную ограду и… наотрез отказалась продолжать строительство. Вероятно, потому, что согласно поверью, существовавшему среди московского купечества и духовенства, в новой церкви первым покойником должен быть храмоздатель. Умирать же ей не хотелось, и она не торопилась с окончанием постройки. Лишь в 1879 году был освящён Иоанно-Предтеченский собор. Построил его Михаил Дормидонтович Быковский по образцу великого творения Брунеллески – Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

На вершине холма между Хохловским и Б.Трёхсвятительским переулками находится интереснейшая старинная усадьба. Её нынешний облик относится к 60-м годам XIX века, когда архитектор Черников перестроил древние палаты в модном тогда «русском стиле».


В 1772 году этот участок принадлежал Стефану Кантемиру, сыну молдавского господаря Димитрия Кантемира. В начале XIX века здесь поместилось Лопухинское училище, которое закончил будущий инженер Александр Дельвиг, брат Антона Дельвига, строитель московского водопровода. Свой нынешний облик старинный дом приобрёл при откупщике Кокорёве, купившем совершенные развалины и перестроившим их самым безобразно-роскошным образом. Следующим владельцем стал Сергей Тимофеевич Морозов, основатель московского Кустарного музея.


На территории усадьбы стоит небольшой двухэтажный флигель, который Морозов предоставил И.И.Левитану. Здесь бывали Валентин Серов, Фёдор Шаляпин, Климент Тимирязев и, конечно же, Антон Павлович Чехов. Левитан обосновался здесь в 1889 году, здесь же и умер в 1900. «Левитан много мыслил и чувствовал, много работал и долго хворал – это и была его жизнь» В 1918 году особняк захватили левые эсеры. После убийства эсером Яковом Блюмкиным германского посла Вильгельма фон Мирбаха началось восстание 6 июля. Тогда в штаб-квартиру эсеров приехал Дзержинский и был ими арестован. Но 7 июля красные латышские стрелки захватили здание и освободили Дзержинского. Большой Трёхсвятительский переулок (вслушайтесь в это старомосковское название!) назван по храму трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В ХV столетии поблизости от государевых садов находились великокняжеские конюшни с церковью Флора и Лавра – покровителей лошадей. Неподалёку от них был устроен загородный митрополичий двор. При нём то и возникла домовая церковь во имя 3-х святителей. В 60-е гг XVII века церковь уже считается приходской. Её перестроили в камне на средства поселившихся здесь царедворцев: Шуйских, Акинфовых и Глебовых. В новом каменном храме были устроены приделы во имя Флора и Лавра и трёх святителей. Каменный храм неоднократно перестраивался.
В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы ОГПУ, находившейся поблизости, добилась закрытия храма. В 60-е годы началась реставрация фасадов, завершённая только в 1987 году. Лишь девять лет спустя находившаяся в храме мультипликационная студия переехала в другое помещение, а здесь возобновились богослужения.


Соседний участок как раз и занимала Мясницкая тюрьма ОГПУ, устроенная на месте Мясницкого частного дома – т.е. полицейского участка. Он был здесь просто необходим, ведь переулок спускается к знаменитому в прошлом московскому дну “Хитрову рынку” или “Хитровке”. Владимир Алексеевич Гиляровский очень ярко и красочно описал здешние нравы, типы и быт. В этом доме находился знаменитый трактир “Каторга” – место сборищ уголовного элемента.


Соседний дом на углу Петропавловского переулка именовался “Утюг”, за ним, по Гиляровскому, стоял ряд зловонных дворовых флигелей, получивших название “Сухой овраг”. Туда не то, что полиция, а сам чорт боялся сунуться. Жильцов этих домов, промышлявших грабежом и разбоями, звали “утюги” и “волки Сухого оврага”.

В самом же здании полиции на рубеже веков жил казённый доктор Дмитрий Павлович Кувшинников.


Он специально выбрал себе самый тяжёлый участок, чтобы помогать бедным. Жалованье у него было небольшое, но благодаря его супруге, Софье Петровне, их скромная квартирка выглядела роскошно. У Кувшинниковых бывала в гостях все художественная и литературная Москва. Сюда приходили Гиляровский, Ермолова, Репин, Южин, Чехов и Левитан. И всё благодаря хозяйке, которая, по словам Михаила Чехова, в отсутствие мужа, пропадавшего на службе, занималась живописью. Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Всё у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем, вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла и на них положены матрацы под коврами. На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети». Именно Чеховы и ввели Левитана в дом Кувшинниковых. Увлечение Софьи Петровны живописью привело к тому, что она становится ученицей и не только Исаака Ильича Левитана. Их симпатии переросли в роман, длившийся 8 лет с 1886 по 1894 год. Об этом сплетничала вся Москва, а в 1892 году А.П.Чехов напечатал рассказ «Попрыгунья». Прототипы его персонажей сочли рассказ откровенным пасквилем. Особенно обиделся И.И.Левитан, который по характеру был совсем не похож Рябовского из рассказа Чехова. Левитан даже хотел вызвать писателя на дуэль, их ссора длилась больше года и измучила обе стороны. Чехов оправдывался, что его Ольга Ивановна Дымова возрастом чуть больше 20 лет и хороша собой в отличие от 42 летней Софьи Петровны. Но главное было то, что героиня увлекается живописью, замужем за доктором, а живёт с художником. Однако манеры, привычки, да и многие реплики из рассказа выдают в «попрыгунье» Софью Петровну. Так же достоверно Чехов изобразил Д.П.Кувшинникова в облике Осипа Дымова. Кстати, Василий Григорьевич Перов, друживший с Кувшинниковыми, изобразил Дмитрия Павловича на картине «Охотники на привале». Это старший охотник, который воодушевленно рассказывает очередную байку историю своему молодому коллеге.


По сюжету “Попрыгуньи” доктор Дымов умирает, заразившись от неизлечимо больного пациента. Так поступил ещё один знакомый Чехова – доктор Илларион Дуброво. Он намеренно заразил себя, чтобы спасти пациента. Софья Петровна пережила и Чехова, и Левитана. Она умерла от тифа (дизентерии) в 1907 году, ухаживая за больной подругой-художницей.
Вернёмся в Большой Трёхсвятительский переулок. Здесь, выходя углом на Покровский бульвар, стоит когда-то роскошный доходный дом, выстроенный в 1913 году архитектором А. Германом. Доходный дом, как и стоящий на другой стороне переулка великолепный особняк, были записаны на супругу Григория Александровича Крестовникова Юлию Тимофеевну, урожденную Морозову, родную сестру Саввы Тимофеевича Морозова.

При строительстве доходного дома в его объем встроили ночлежный дом братьев Ляпиных – известных московских купцов и благотворителей. Ляпинская ночлежка изображена на картине Константина Маковского «Ночлежный дом». Считается, что на первом плане художник изобразил своего собрата по искусству Алексея Кондратьевича Саврасова – спившегося и отрущобившегося окончательно.

Особняк Крестовниковых многократно перестраивался. Последний раз его перестроил архитектор Дриттенпрейс более 110 лет назад. Григорий Александрович Крестовников был представителем торгово-промышленной элиты: председателем совета директоров Московского Купеческого банка, членом Государственного совета.


Усадьба Алексея Николаевича и Николая Алексеевича Дурасовых построена в 1801 году, вероятно по проекту архитектора Матвея Казакова. Дурасовы – представители древнего дворянского рода, выходцы из Речи Посполитой. Хотя есть и иная версия, согласно которой они суть потомки татарина Киринбея, перешедшего на русскую службу в 1545 году и принявшего православие. В 1911 году один из последних представителей этой фамилии Василий Алексеевич Дурасов за 35 тысяч испанских песет купил титул герцога Дураццо у испанской дворцовой канцелярии. Он потребовал аудиенции со своим родственником, испанским королём Альфонсо XIII, но ему отказали. Новоявленный герцог также уверял, что род его происходит от анжуйско-сицилийской ветви французской династии Капетингов.
В 1844 году дом покупает московское купечество для устройства академии коммерческих наук, где учились сыновья купцов. В академии учили неплохо, даже самые вороватые её выпускники понимали, что из прибыли красть можно, а с оборота – ни в коем случае. Сейчас здесь расположилась Высшая Школа экономики, сменившая знаменитую Военно-инженерную академию им. Куйбышева, в которой в учился Дмитрий Карбышев. Облик здания восстановлен на начало XIX века, реставрированы балконы, лепные розетки и барельефы. Совсем недавно дворец в очередной раз реставрировали.


Покровские казармы выстроены в 1798 году по указу Павла I иждивением московских обывателей. В советское время они были переименованы в Дзержинские казармы, затем надстроены на 2 этажа, хотя имели статус памятника архитектуры. Ведь строил казармы знаменитый зодчий начала XIX века Доменико (Дементий Иванович) Жилярди.

С Покровского бульвара свернём в Хохловский переулок к церкви Троицы в Хохлах. Известно, что церковь уже существовала в 30-е годы XVII века. В 1696 году одна из дочерей Авраама Лопухина по имени Евдокия построила здесь каменный храм в память о дочери своей Неониле. Поскольку Лопухины оказались в родстве с Петром I, у них появились средства на пышную постройку в стиле “нарышкинского барокко”. По композиции это храм типа “восьмерик на четверике”, широко распространённый в те времена. В XIX веке церковь славилась феноменальной бедностью. Приход сам по себе был невелик, да к тому же здесь жило много иноверцев. Митрополит Филарет обратил такие убогие приходы как бы в исправительные колонии для тех членов клира, которые допустили небольшие проступки. Он переводил их из богатых приходов в бездоходные. Церковь реставрирована, восстановлены замечательные изразцы, возможно работы Степана Полубеса. К сожалению, у меня не оказалось фотографии церкви. Пришлось позаимствовать её из ЖЖ: http://moskray.livejournal.com/


Возможно, что церковь была соединена деревянной галереей со стоящими на другой стороне переулка знаменитыми палатами дьяка Емельяна Украинцева, управлявшего Посольским приказом (т.е. МИД) Он был послом в Турции (возможно, именно он привёз оттуда Абрама Петровича Ганнибала), Швеции, Голландии. Но в 1709 году будучи главой Провиантского приказа, был уличён в злоупотреблениях и, несмотря на 60-летний возраст, был бит кнутом и сослан. Двор дьяка передали Михаилу Голицыну, фельдмаршалу, участвовавшему во всех войнах петровского времени.

В 1770 году палаты купила казна и разместила в них архив Коллегии иностранных дел. Известный мемуарист Филипп Филиппович Вигель писал: «для хранения древних хартий и договоров ничего нельзя было приискать безопаснее и приличнее сего старинного шкапа с железными дверьми, ставнями и кровлею». Архив в начале XIX века был весьма престижным местом для дворянской молодёжи, не желавшей делать военную карьеру. Здесь служили Дмитрий Веневитинов и братья Тургеневы, Одоевский, Алексей Константинович Толстой и Сергей Александрович Соболевский. Пушкин писал о них в Евгении Онегине: “Архивны юноши толпою на Таню чопорно глядят и про неё между собою неблагосклонно говорят.” Сам Пушкин бывал в архиве в 1836 году, работая над Историей Петра Великого. В 1874 году архив перевели на Моховую. А в 1875 здесь разместилось Московское отделение Русского музыкального общества и классы Консерватории. В 1882 году палаты купил известный нотоиздатель Петр Иванович Юргенсон (родом из Эстонии). При поддержке Николая Рубинштейна он основал нотопечатню. Издавал ноты популярной музыки и, себе в убыток, музыкальную классику. У Юргенсона часто бывал П.И.Чайковский и, даже, хотел здесь поселиться: «Я ужасно люблю твой отставной архив с его феноменально толстыми стенами, с его живописным положением и характерностью».
Позвольте на этом завершить очередную прогулку по старой Москве.

Может сложиться впечатление что исторической Москвы не осталось. Кругом современная и бурлящая жизнь, за которой трудно рассмотреть что-то историческое. С одной стороны это правда, Москва давно уже является современным мегаполисом. Но есть в Москве и такие места, где ход времени замедляется и отчетливо становятся видны пласты истории. Ивановская горка и есть одно из таких мест. Занимая собой всего несколько кварталов это место буквально переполнено историей. Здесь знаменитая Хитровка и колоритные переулки, старинные церкви и храмы, древние боярские палаты и доходные дома.

Ивановская горка — как добраться

Начать пешеходный маршрут по историческому району можно от Покровского собора, более известного как храм Василия Блаженного, с . От храма начинается улица Варварка, по которой и надо идти до Славянской площади и Ильинского сквера. На Славянской площади расположена станция метро «Китай-город». Отсюда начинается наше путешествие по Ивановской горке.

Ивановская горка - неофициальное название исторического района Москвы, поэтому его не найти на карте города. Ивановская горка - один из семи московских холмов, расположенный неподалёку от устья реки Яузы. Легенда о семи холмах, на которых стоит Москва, появилась в XVI веке, когда активно строящийся город быстро вышел за пределы небольшой территории. Название свое Ивановская горка получила от Иоанно-Предтеченского монастыря, который был построен здесь в XV веке. Неповторимый ландшафт этой местности и сохранившиеся исторические памятники архитектуры, привлекают сюда художников, кинорежиссеров и экскурсионные группы.

Территория Ивановской горки находится в границах нескольких улиц и бульваров: Маросейка и Покровка с севера, Солянка с юга, Покровский и Яузский бульвары с востока, Лубянский проезд с запада. Они соединены между собой сетью переулков.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

На Славянской площади, откуда начинается маршрут по Ивановской горке, расположена старинная церковь Всех Святых на Кулишках. Кулишками на Руси называли болото, заросшее лесом и этот район Москвы когда-то именовался именно так. По преданию каменная церковь была построена в XVI веке на месте деревянной церкви Дмитрия Донского в память о воинах, погибших на Куликовом поле.

От Славянской площади дорога ведет нас по Солянскому проезду в Большой Спасоглинищевский переулок. Здесь расположена Московская хоральная синагога, а напротив нее современный парк «Горка». Раньше на месте парка был пустырь. Сейчас это популярное место, где по вечерам собирается много народа. Парк занимает площадь 3 гектара, но со стороны выглядит компактным и небольшим. Все дело в том, что пространство разнесено на три уровня. В этом интересном многоярусном парке есть детская игровая площадка, спортивные тренажеры для взрослых, фонтан и удобные зоны отдыха. Есть здесь и баскетбольная площадка, что совсем непривычно для центра города.



Ивановский монастырь, Москва

Оставив позади себя Славянскую площадь и Большой Спасоглинищевский переулок, поднимаемся по улице Забелина к Ставропигиальному Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю, в честь которого Ивановская горка и получила свое название. Именно эта дорога связывала Кремль и монастырь в стародавнее время.

Монастырь сохранил за своими стенами много тайн, историй и легенд. Здесь была заключена помещица Дарья Салтыкова, более известная как Салтычиха. История приписывает Дарье Салтыковой более сотни замученных ею крепостных, но следствие, длившееся шесть лет, смогло доказать намного меньше. Решением императрицы Екатерины II и Сената ее лишили дворянского сословия, всех званий, имущества и подвергли гражданской казни на Красной площади. Она была отправлена в Ивановский монастырь на вечное заточение, которое продлилось 33 года.

Есть еще одна легенда о другой известной личности. Монастырь хранит тайну о внебрачной дочери императрицы Елизаветы Петровны, у которой было больше прав на российский престол чем у Екатерины II. Легенда о инокине Досифеи, в миру княжне Таракановой, известна и ныне.

После пожара 1812 года при восстановлении монастыря, купол собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи сделали почти копией купола собора Санта-Мария дель Фьоре, расположенного во Флоренции.

Обязательно загляните во двор дома № 3 по улице Забелина. Здесь установлен бюст Василию Николаевичу Хитрово, видному российскому деятелю, представителю дворянского рода Хитрово. Дом, во дворе которого установлен бюст, является архитектурным памятником. Здесь располагались палаты дворян Сумароковых.







Через дорогу от женского монастыря расположен храм Владимира Равноапостольного, что в Старых Садах. Этот храм построен в начале XVI века. Он, как и многое в Москве, сильно пострадал от пожара 1812 года. А располагается он на месте загородного двора Великого князя Василия III в старых великокняжеских садах. Во второй половине XV века новый государев сад был устроен в Замоскворечье, а сады на Ивановской горке стали именоваться «старыми». Отсюда и название этого района - Старые сады.



Медленно продвигаясь по извилистым и узким улочкам старой Москвы, мы прошли храм Николая Чудотворца, что в Подкопаях.







Хитровка, Москва

Следующая обязательная остановка в нашем пешеходном маршруте, это знаменитая Хитровка. И начинается она, конечно, с Хитровской площади. Хитровка названа так в честь генерала-майора Николая Захаровича Хитрово, который благоустроил и восстановил эту часть города после пожара 1812 года.





В дореволюционной России Хитровка была самым настоящим бандитским притоном. Здесь царило беззаконие, где даже будочники (так называли постовых) были вовлечены в преступную деятельность района. Обычному прохожему здесь было попросту опасно ходить, без вероятности быть ограбленным. Очень хорошо быт этого района Москвы описан у Владимира Алексеевича Гиляровского. Дядя Гиляй, как еще его называли в Москве, был знаменитым журналистом и писателем, из под пера которого вышли лучшие описания дореволюционной Москвы.

На пересечении Яузского бульвара и Подколокольного переулка находится угловой дом. Его происхождение считывается довольно легко. Уже с виду его можно отличить от других построек Хитровки. Так оно и есть, дом построен в тридцатые годы XX века для командного состава Красной Армии.

Во дворе этого дома находится другой дом. Это некогда именная усадьба рода Хитрово, где в частности и жил генерал-майор Николай Захарович Хитрово.





Хитровский переулок, Москва

В Хитровском переулке, который граничит с площадью Хитрово нас ждет сразу несколько достопримечательностей. Дом №3 был когда-то доходным владением Буниных и именно здесь родился знаменитый русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин. Здание не в самом лучшем его состоянии, что позволяет разглядеть кирпичную кладку XVIII века.

В Хитровском переулке трудно не заметить еще один исторический объект — церковь Трёх Святителей Великих, что на Кулишках.





Покинув Хитровский переулок можно перейти в Подкопаевский переулок, где находятся бывшие палаты князей Шуйских.

И совсем рядом с палатами расположен Морозовский сад. Этот сад можно расценивать, как остатки тех самых Старых садов князя Василия III, в честь которых когда-то назывался этот район Москвы.



Из Морозовского сада можно подняться к усадьбе Морозовых, в честь которых и назван сад. Усадьба принадлежала купеческой фамилии -Тимофею Саввичу и Марии Федоровне Морозовым, родителям известнейшего российского мецената Саввы Морозова.

В Хохловском переулке расположена еще одно историческое здание - Храм Святой Троицы Живоначальной в Хохлах. В XVII веке это место называлось урочище Хохловка, здесь селились выходцы с Украины.

Колпачный переулок, Москва

Колпачный переулок получил такое название от древней слободы ремесленников, делавших когда-то головные уборы. В Колпачном переулке что ни здание, то целый пласт истории. Дом №14 городская усадьба Венедиктовых – Шнаубертов – Моносзона, здание постройки начала XVIII века.

Строение №10 — старинный памятник московского зодчества. Построено здание в XVI веке. История не сохранила ни имя строителя, ни имя первого владельца палат. Но за памятником закрепилось название «палат гетмана Мазепы». Со стороны Колпачного переулка фасад здания выглядит довольно скромно. Но если зайти во двор, можно полюбоваться 4-х вековой кирпичной кладкой, барочным декором и обратить внимание на одну особенность. Палаты построены в архитектурном стиле своей эпохи — «глаголом», в форме буквы «Г».











На другой стороне улицы находятся дома, построенные в 1912 году. Дом №11 был доходным и принадлежал К.В. Снегиреву, известному врачу-офтальмологу.

Дом №9 бывший особняк Г.П.Юргенсона, известного музыкального издателя.

Дом №6 по Колпачному переулку главный дом бывшей городской усадьбы князей Долгоруких. Первым владельцем дома был Малюта Скуратов — думный боярин, руководитель опричнины и верный помощник Ивана Грозного.



Строение №7 это Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор святых Петра и Павла. Отсюда дворами мы пробираемся к Старосадскому переулку.



В Старосадском переулке находится еще одно историческое здание. Это бывший жилой дом И.Е.Салтыкова с палатами.



А спустившись по Старосадскому переулку мы снова выходим к собору Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Это далеко не все достопримечательности района. Это небольшое путешествие по исторической Москве. Не думайте что заблудитесь, и не думайте, что придется пройти много. Расстояния здесь маленькие, а улочки извилистые и узкие. Такой была Москва столетие назад, такой сейчас остался ее исторический район Ивановская горка. Чтобы лучше ориентироваться в пространстве рекомендуем заранее нанести описанные достопримечательности на свою карту в смартфоне. Как это сделать, можно прочитать в статье

  • Удивительный район города между улицей Маросейкой, Покровкой, Солянкой и Лубянским проездом, где сохранилась самобытная атмосфера старой Москвы .
  • Здесь можно окунуться в прошлое и погулять среди памятников архитектуры самых разных эпох.
  • Это один из немногих районов в центре города, где можно найти жилые дома разных периодов XX века.
  • Три знаковых сооружения разных религий в одном месте – древний православный монастырь, хоральная синагога и лютеранская кирха.
  • В некогда самом криминальном районе Москвы – Хитровке, сегодня расположены жилые квартиры, мастерские художников, скульпторов и иконописцев.
  • В Колпачевском переулке за домом номер 6 спрятался доходный дом с чудом сохранившимися галереями середины XIX в.

История Ивановской горки насчитывает восемь столетий – время здесь словно остановилось. Этот удивительный район города расположен между , Солянкой и Лубянским проездом. Здесь гармонично существуют архитектурные памятники, относящиеся к самым разным эпохам.

Вправо от Владимирского собора уходит Старосадский переулок, влево - Малый Ивановский. В Старосадском переулке находится - главный кафедральный собор лютеран Москвы и Европейской части России. Первая кирха появилась в Москве еще в 1626 г.; нынешняя же построена в начале XX в. архитектором В. Коссовым в духе модной тогда неоготики. По воскресеньям в 11:30 здесь проходят богослужения на русском и немецком языках. В кирхе регулярно устраиваются концерты классической музыки. Посмотреть расписание можно на сайте собора.

Ивановский монастырь

Ивановский (Иоанно-Предтеченский) ставропигиальный женский монастырь) - главный московский престол Иоанна Крестителя - пророка, предсказавшего пришествие Христа и крестившего Его в водах реки Иордан. Монастырь был основан в XIV в. В 30-х гг. XVI в. его перенесли на Ивановскую горку в честь рождения у князя Василия III долгожданного наследника - будущего великого правителя России Ивана IV Грозного. В XVI–XVII вв. монастырь являлся местом царских богомолий. В XVIII веке в нем была устроена тюрьма, в которую заключали опасных преступников. В их числе – знаменитая Дарья Салтыкова (известная в народе как Салтычиха), арестованная за многочисленные убийства и истязания своих крепостных. Ее посадили в глухую подземную келью, а пищу узнице со свечой, которую гасили, едва узница заканчивала есть. В монастыре Дарья Николаева (дворянской фамилии ее лишили на суде) провела более 30 лет. Не менее знаменита монахиня Досифея, русская «железная маска». Она была внебрачной дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа А. Разумовского. По указу императрицы Екатерины II, опасавшейся иных претендентов на престол, девушку отправили в Ивановский монастырь, где та жила затворницей вплоть до своей смерти в 1810 г.

Во время Отечественной войны 1812 г. монастырь сильно пострадал от пожара, но главный храм уцелел. В середине XIX в. его разобрали и построили новую церковь по проекту архитектора М. Быковского. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был сооружен по образцу итальянских базилик, но с исконно русскими чертами.

В 1918 г. монастырь был закрыт, а в его помещениях разместился «классовых врагов Советской республики»: наряду с уголовниками, спекулянтами и шпионами там сидели бывшие дворяне и священники. В 1927 г. здесь же открылось экспериментальное отделение Института по изучению преступности и преступника. Далее в разное время это здание занимали учреждения МВД, областной архив, службы теплосети. Иоанно-Предтеченский собор вернули верующим лишь в эпоху «перестройки», а в 2000 г. был возобновлен сам монастырь. Сегодня в нем ведутся масштабные реставрационные работы.

Иоанно-Предтеченский монастырь открыт для посещения ежедневно с 8:30 до 20:00. Здесь действуют типичные для православных храмов правила посещения: у женщин на голове обязательно должен быть платок, а мужчинам не рекомендуется входить в обитель в короткой одежде. При монастыре работает трапезная, где можно подкрепиться кашей и выпечкой.

Хохловский и Колпачный переулки

Название Хохловского переулка связано с проживавшими здесь в XVII в. выходцами из Малороссии. На углу Хохловского и Колпачного переулков расположено огромное красное здание. Оно было построено в 1892 г. архитектором В. Коссовым для женского лютеранского училища. А двухэтажное белокаменное здание, стоящее сразу за ним, - палаты правителя Украины гетмана Мазепы (хотя сам гетман там никогда не жил), одно из древнейших гражданских зданий Москвы XVI–XVII вв.

Подкопаевский переулок

На углу Подкопаевского и Хохловского переулков раскинулся небольшой живописный Морозовский сад. Его название связано с прежними владельцами стоящего в глубине сада дома - купцами Морозовыми. В одном из флигелей усадьбы последние 11 лет своей жизни жил и работал знаменитый художник И. Левитан. Сегодня этот флигель находится во дворе дома № 10/7 по Хохловскому переулку (вход с этого же переулка).

В Подкопаевском переулке сохранилось несколько исторических зданий. Особенно знамениты палаты бояр Шуйских - одного из самых знатных и могущественных родов Московской Руси, который вел свое происхождение от самого князя Рюрика, родоначальника царской династии Рюриковичей. Здание претерпело значительные изменения, но если приглядеться, то можно заметить характерное для московской архитектуры XVII в. оформление наличников первого этажа.

Второй важный памятник - церковь святителя Николая в Подкопаях. Святитель Николай (или, как его чаще называют на Руси, Николай Чудотворец) очень почитается российскими православными верующими. Никольская церковь стояла на этом месте с XV века, а в XVII–XVIII вв. была перестроена. Во время пожара 1812 г. церковь сгорела, и восстановили ее под руководством архитектора Н. Козловского только в 1855 г. Этот небольшой храм построен в духе позднего классицизма с элементами наступающей эклектики. В широкой паперти (крыльцо) с четырехколонным портиком чувствуются ростки будущего неорусского стиля.

Этот легендарный район Москвы назван по фамилии одного из владельцев этих мест - знаменитого русского дворянина, генерала Николая Хитрово. Сейчас на Хитровской площади расположен тихий сквер с удобными скамейками и красивыми клумбами. Но 100 лет назад это место выглядело совсем по-другому. До революции здесь был огромный рынок, окруженный ночлежными домами, в которых, помимо заезжих торговцев, жили воры, профессиональные нищие, скупщики краденого и другие асоциальные личности. В подвалах размещались трактиры, названия которых говорят сами за себя: «Каторга», «Пересыльный», «Сибирь». Именно сюда приходили проникаться «духом трущоб» режиссеры и В. Немирович-Данченко, когда готовили постановку в своем Художественном театре пьесы М. Горького «На дне».

Одним из самых жутких мест была знаменитая «Кулаковка» - ночлежный дом потомственного гражданина Ивана Кулакова, стоявший на углу Певческого и Петропавловского переулков. За необычную форму его прозвали «Утюгом». Здесь жили самые отчаянные уголовники, а стражи порядка опасались сюда заглядывать. Трущобы Хитровки наводили ужас на всю Москву. Воровской притон фактически вооруженным штурмом ликвидировали в 1923 г. Новые советские власти устроили в бывших ночлежках коммунальное жилье для простых москвичей. Сегодня здесь расположены жилые квартиры, мастерские художников, скульпторов и иконописцев.

Под аркой дома № 11 по Подколокольному переулку прячется, возможно, последний сохранившийся живой двор старой дореволюционной Москвы. Здесь удивительно тихо и уютно. Направо видны палаты стольника царя Алексея Михайловича Е. Бутурлина. Внимание приковывают изразцы и наличники, характерные для архитектуры XVII в.

За ними еще один необычный двор, в котором спрятаны типичные для архитектуры того времени галереи. По ним люди поднимались на второй и третий этажи. Сегодня в Москве почти не сохранилось их образцов, поэтому этот памятник представляет особую ценность.

За последний век Хитровка кардинально изменилась. Она стала одним из заповедных мест старой Москвы, которое жители города любят, ценят и оберегают. Хитровка не славится обилием отреставрированных фасадов, однако это делает ее лишь более привлекательной для ценителей истинной и живой старины.

Петропавловский переулок

Название связано с расположенной на нем церковью апостолов Петра и Павла. Построенная в самом начале XVIII в. в стиле нарышкинского барокко, она действовала в течение всей советской эпохи и даже сохранила свое великолепное убранство. Сегодня здесь находится подворье Сербской православной церкви.


Подколокольный переулок: Дом командиров Красной армии и Усадьба Н. Хитрово

Невозможно пройти мимо желтого восьмиэтажного здания с двумя статуями – Дом командиров Красной армии был построен архитектором И. А. Голосовым в 1934–1941 гг. Это прекрасный пример перехода от конструктивизма к . Во дворе находится городская усадьба Н. З. Хитрово. Она была выстроена после московского пожара . в стилистике господствовавшего тогда стиля ампир. Имение сохранило замечательную деталь своего времени - фамильный герб семьи Хитрово на фронтоне усадьбы.

Храм Трех Святителей в Кулишках

В Хитровском переулке расположена еще одна замечательная церковь - храм Трех Святителей в Кулишках. Жители окрестных дворов построили ее в конце XVII века в стиле «русского узорочья». Церковь не раз перестраивалась, но ее нынешний облик максимально приближен к изначальному плану. Как и много веков назад купола церкви покрыты деревянными осиновыми дощечками. К сожалению, оригинальное убранство не сохранилось. Церковь открыта для верующих.

Хохловский переулок: палаты Украинцева и церковь Троицы в Хохлах

В Хохловском переулке половину левой стороны занимают необычные палаты Е. Украинцева - одного из ведущих государственных деятелей своего времени. В XVII в., когда Левобережная Украина вошла в состав России, в этом районе стали обосновываться выходцы из новых земель. Поблизости находилось «посольство» Украины при московском царе - Малороссийское подворье, давшее название улице Маросейке. Позже владельцем палат стал генерал М. Голицын, чьи потомки впоследствии продали здание Коллегии иностранных дел. Туда стремились попасть многие юноши из благородных семей: легкая архивная служба была весьма выгодна для будущей карьеры. Этих молодых людей стали называть «архивными юношами».