Которая относится к рангоуту. Её прямая функция - служить основанием для крепления стеньг, реев (составных частей рангоута), а также для поддержки парусов. Что можно еще рассказать о мачтах корабля? Много полезной и интересной информации вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Высота мачт корабля, их количество

В зависимости от предназначения корабля мачты бывают различной высоты. Некоторые достигают 60 м при толщине основания 1 м.

А сколько мачт у корабля? Их количество напрямую зависит от величины судна. Длина фок-мачты и бизань-мачты напрямую зависит от того, какая высота у грот-мачты. Так, первая составляет 8\9 её частей, а вторая 6\7. Данные пропорции не являются принципиальными для всех судов. Они зависели от пожеланий конструкторов и строителей.

Когда-то расчёт грот-мачты производился следующим образом. Нужно было сложить длину нижней палубы и ее наибольшую ширину, разделить полученную сумму на два. Данная цифра и есть длина мачты корабля.

В самом начале развития судоходства и кораблестроения в состав входила лишь одна мачта и один парус. Со временем развитие дошло до того, что их на кораблях устанавливают до семи штук.

Самое распространённое явление - это снабжение корабля тремя прямыми и одной наклонной мачтой.

Название мачт парусного корабля

Расположение мачты на корабле определяет её название. Например, если рассматривать трёхмачтовое судно, становится ясным, что стоящая первой от носа мачта носит название «фок-мачта».

Следующая за ней грот-мачта является самой большой. И самая маленькая носит название «бизань-мачта». Если их всего две, то грот-мачтой считается та, что находится ближе к корме.

Расположенная в наклонном положении мачта на носу корабля называется «бушприт». На старинных кораблях угол наклона составлял 36⁰, сейчас это 20⁰. Его основное предназначение обеспечить наибольшую поворотливость судна. Это достигается за счёт того, что вперёд вынесены специальные треугольные паруса.

Если на судне имеется больше трёх мачт, то все, следующие за фок-мачтой, будут именоваться 1-й грот, 2-й грот и т. д.

Состав и материалы выполнения сооружений

Чаще всего мачты корабля (фото некоторых их видов вы имеете возможность увидеть в статье) делаются из составных частей, которые продолжают друг друга. Её основание называется мачта, а составляющие её продолжение - стеньгами. Верхняя часть мачты имеет название «топ».

Маленькое судно снабжается мачтой из одного дерева (однодеревки), а суда большего размера оснащаются составными из трёх частей. Их при необходимости можно разобрать.

Материал для их изготовления - дерево или металл. Из металла (сталь или лёгкий металл) делают трубы, которые впоследствии становятся мачтой на судне.

Из какого дерева делают мачты кораблей? Это:

  • Лиственница.
  • Пихта.
  • Пиния.
  • Смолистая сосна и т. д.

Деревья должны быть лёгкие и смолистые.

Различные классификации мачт

Ранее различали мачты по расположению на судне:

  • Носовая.
  • Средняя.
  • Задняя.

Цель применения мачты лежит в основе её подразделения на:

  • Сигнальную. Это специальная мачта для подъёма сигнальных обозначений, флагов, огней или для установки антенн.
  • Грузовую. Она снабжена специальным механизмом крепления грузовой стрелы. Но при необходимости может выполнять те же функции, что и сигнальная мачта.
  • Специальную.Это мачты, выполненные для какого-либо специфического предназначения.

По конструкции мачты корабля делят на:

  • Одинарные. Водонепроницаемая мачта, применяется для установки на малых судах, а также парусных и вспомогательных кораблях. Они бывают двух видов, цельные и составные.
  • Треногие. В её составе 3 стальные трубы.
  • Четырехногие. Мачта обшита стальными листами по каркасу.
  • Башенноподобные. Построенные площадки располагаются по ярусам. Предназначены они для наблюдения и размещения постов.

Расположение мачты на корабле и наклон

Распространение судоходства даёт для строителей немалую порцию пищи для ума. Важно правильно расположить мачты на судне. Это необходимо для того, чтобы корабль был легкоуправляемым. Постепенное развитие обусловило появление определённых правил.

Центр нижних концов мачт определяется очень строго. Замер начинается по нижней палубе, первая мачта устанавливается на 1\9 её длины, вторая - на 5\9, третья - на 17\20. Данные измерения не выполняются при строительстве торговых судов. Французские суда фок-мачту располагали на 1\10 часть корабля, расчёт вели, начиная от носовой части.

Наклон мачты также был различным, некоторые корабли прекрасно плавали с мачтами, наклонёнными вперёд, другие назад. Короткие, но широкие судна строили с мачтами, находящимися ближе к середине, сильно наклонёнными назад. А на длинные, напротив, устанавливали вертикальные сооружения, так как считалось, что во время плавания при значительном сопротивлении ветру мачта могла сломаться.

Для чего мачты необходимы на судне

Сегодня на мачтах устанавливают:

  • Антенны.
  • Судовые огни.
  • Сигналы.
  • Связь.
  • Флаги.
  • Необходимые крепления (если

Но несмотря на это, самое важное предназначение мачт - обеспечивать поддержку для парусов корабля. Все остальное - сопутствующие элементы.

Крепление мачт на судах

Каким образом происходит крепление мачт на суднах? Одиночные мачты для закрепления пропускают в отверстие на верхней палубе и шпор (низ мачты) приваривают к настилу или второму дну. Трос, который соединяет мачту с бортом, называется вант. Передняя часть мачты поддерживается при помощи штагов, а со стороны кормы бакштагами. Бушприт крепится при помощи специальных ватер-вулингов, сделанных из прочных тросов. Сейчас тросы заменяют на цепи.

Мачту корабля крепят на палубе или пропускают через неё и крепят к килю. В основном сейчас её закрепляют на специальных укреплениях крыш кают на палубе. У данного способа крепления есть положительные стороны:

  1. Пространство внутри каюты свободно, это не затрудняет движения.
  2. В случае аварии мачта, которая закреплена на палубе, не разорвёт покрытие каюты, а просто упадёт за борт.
  3. Крепление на палубе даёт ещё один плюс - при демонтаже её легко снять. Тогда как мачта, прикреплённая на киле, потребует подъёмный кран для этого действия.

Военные корабли

Мачты для подобной категории судов выполняются из стали и носят название «боевые». К ней крепятся специальные платформы, которые используют для наблюдения или специальные крепления для размещения артиллерийского снаряжения.

Раньше мачты военных кораблей выполнялись из цельного дерева, но при попадании в неё снаряда корабль оставался без связи. Учитывая все недочёты того времени, сейчас на них устанавливают специальные трёхногие или решетчатые (ажурные) мачты. Они более устойчивы, не выходят из строя от прямого попадания.

В зависимости от количества мачт подразделяют на одно-, двух-, трёх-, четырёхмачтовые суда.

Типы парусных судов

От того, сколько мачт на корабле, зависит его наименование. Пятимачтовые, четырёхмачтовые, барки с 2, 4 и 5 мачтами, баркентина (1 прямая мачта, 2 косые), бриг с 2 мачтами, а также шхуна, каравелла бригантина и т. д.

Количество имеющихся мачт, их расположение и наклон - все это является отличительными признаками.

Парусные суда подразделяются на три вида в зависимости от того, сколько мачт установлено на них:

  • Одномачтовые парусные суда, к ним относятся ял, кэт, шлюп и т. д.
  • Двухмачтовые парусные суда - это бриг, шхуна, бригантина и т. д.
  • Трёхмачтовые парусные суда: фрегат, каравелла, барк и т. д.

Немного истории

Теперь вам известно, что такое мачта корабля, сколько их бывает, для чего они предназначены и т. д. В завершение хотелось бы немного углубиться в историю и рассказать о некоторых любопытных фактах, которые наверняка будут интересны тем, кого заинтересовала эта тема.

Человечество научилось использовать паруса в своих целях ещё 3 000 лет назад. Когда люди только начинали использовать ветер в своих целях. Тогда парус был совсем примитивным и крепился он на рею, расположенную на небольшой мачте. Помогало подобное сооружение лишь при попутном ветре. Поэтому иногда толку от него не было совсем.

Немного позднее, во времена феодального строя, кораблестроение достигло большего развития. Судна оснащались двумя мачтами, а используемые паруса были более совершенной формы. Но развития в то время судостроение так и не получило. В те времена широко использовалась рабсила. Поэтому развивать данную отрасль никто не стал.

После исчезновения бесплатных работников тяжёлой становилось работа мореплавателей. Эксплуатация кораблей, передвижение которых было возможно лишь при участии большого количества гребцов, стала невозможной, так как распространение и расширение торговых отношений предполагало передвижения на более далёкие расстояния.

Первое судно, отвечающее требованиям того времени, носило название "неф". Изначально оно имело 1 или 2 мачты. Его длина составляла 40 м. А перевозить на себе эти судна могли около 500 т.

Карракка - трёхмачтовое судно. Первые две мачты оснащались прямыми парусами, последняя имела треугольные. Затем эти два вида были соединены в одно целое и явились прототипом современных кораблей и фрегатов.

Галеон - испанский корабль с 4 мачтами и бушпритом, имеющий прямые паруса.

Дальнейшее развитие кораблестроения привело к появлению чёткой Подразделение на торговые и военные суда определило их вооружение.

Было время, когда у исследователей, занимающихся историей допетровской Руси, возникало впечатление, что в течение большей части своей истории она практически не имела развитого кораблестроения и мореходства, застряв чуть ли не в эпохе викингов и будучи принципиально несравнима в этом отношении с соседними странами Европы. К сожалению, это мнение всё ещё достаточно широко распространено и порой воспроизводится в популярной литературе, а то и школьных учебниках. Между тем, уже довольно давно появилось много новых данных по истории как отечественного, так и европейского кораблестроения, которые позволили по-новому взглянуть на этот вопрос, а исследования последних десятилетий вносят в него всё большую ясность. Попробуем разобраться в том, каким было место древнерусского кораблестроения в мировом и насколько был оправдан осуществлённый Петром I разрыв с его давними традициями.

Что мы знаем о древнерусском кораблестроении?

Немного, но достаточно для того, чтобы составить общее представление о его уровне и направлении развития.

Для начала стоит отметить, что русичи всегда жили около воды: все свои поселения наши предки строили на реках и озёрах, реки же служили им основными транспортными артериями. Это означает наличие как минимум достаточно развитой кораблестроительной традиции, которая и наблюдалась на практике. Типы плавсредств, бытовавшие на Руси XI века, перечислены в "Русской правде": чёлн, струг, простая лодья, набойная лодья, заморская лодья .

Долблёная однодеревая лодья из Новгорода. Конец XI в.

Чёлн, струг и простая лодья представляли собой, видимо, последовательно увеличивающиеся в размерах варианты одного и того же типа - "однодеревки" ("моноксилы" византийских источников) - обычной лодки-долблёнки - которые, впрочем, могли достигать немалых размеров, соответствующих габаритам произраставших в те годы в лесах Восточной Европы вековых деревьев.

Новгородская речная набойная лодья (вероятно, лодка паромщика). Реконструкция по данным археологии.

Следующим этапом развития стала ладья "набойная" - то есть, та же однодеревка с бортами, наращенными досками, опирающимися на опруги (шпангоуты) - поперечный каркас. Эта разновидность древнерусских судов известна и из археологической летописи - образец был найден при раскопках в Новгороде (к сожалению, лишь фрагментарно). Этот тип пользовался на Руси популярностью в течение длительного времени, так как, несмотря на трудоёмкость изготовления, монолитное деревянное днище было хорошо приспособлено к форсированию речных порогов, а в больших деревьях недостатка долгое время не имелось.

Следует, однако, сразу отметить, что мнение о том, что "набойная" лодья является исключительно русским типом судна не имеет под собой никаких оснований - об этом ещё будет сказано ниже.

Заморская лодья - очевидно, тип судна, имеющий иностранное происхождение и, видимо, на момент составления "Русской правды" ещё воспринимавшийся как некая экзотика или, как минимум, новинка. Большинство исследователей считают, что под этим названием скрывается ладья с полностью наборным корпусом, у которого от долблёного основания остался лишь килевой брус, аналогичная скандинавским образцам, включая корабли викингов. Здесь имеются определённые разночтения: ряд исследователей считает, что для Руси X-XI веков наборные суда в целом были нехарактерны и имели распространение главным образом на севере, в зоне наиболее тесных контактов со скандинавами; другие - что они вполне себе сосуществовали с "набойными", причём строились во многом по схожей технологии.

К сожалению, точно восстановить облик древнерусских кораблей вряд ли возможно, особенно с учётом того, что в большой, этнически пёстрой стране наверняка существовало огромное количество их локальных разновидностей; к тому же, русичи не имели традиции хоронить своих вождей в болоте вместе с кораблём, а имеющиеся изображения более, чем условны.

Несколько больше известно об их конструкции, которую помогают воссоздать находки отдельных конструктивных элементов - досок, частей каркаса, крепежа - на древнерусских верфях. Например, известно, что доски их корпусов соединялись между собой железными заклёпками с квадратными клинкшайбами - точно так же, как и на североевропейских кораблях того времени. Вместо заклёпок могла также использоваться вица - тонкие корни деревьев, еловые ветви или ветви кустарников, которыми доски связывали друг с другом, или, как говорили в старину, "сшивали"; однако это был паллиатив, "обходная технология", использованная с целью удешевления или в условиях недостатка железа.

В целом же, известные нам черты конструкции кораблей Древней Руси позволяют придти к достаточно однозначному выводу о том, что древнерусское кораблестроение было включено в единый для всего северного побережья Европы процесс. Спорным моментом может быть лишь то, имела ли развитая кораблестроительная традиция местные корни, или же она была принесена на Русь извне, например, теми же скандинавами?

Археология как будто свидетельствует в пользу второго варианта: наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси судов с полностью наборными корпусами относятся лишь к IX веку, которым датируются находки досок обшивки, заклёпок и похожей на скандинавские образцы Т-образной стойки судового навеса в Старой Ладоге. Широко же ладейные заклёпки отмечены в археологической летописи центров Древеней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и другие) лишь с X века. Опираясь на это, П.Е. Сорокин считает, что скандинавская кораблестроительная традиция была именно в это время привнесена на Русь уже в готовом виде, а до этого там строились лишь более примитивные однодеревки и набойные лодьи.

Однако археологическая летопись всегда крайне неполна, в неё попадает лишь меньшая часть существовавших предметов, тем более сделанных из дерева. Кроме того, наличие традиции использования вицы вместо металлических заклёпок позволяет говорить о том, что сами по себе заклёпки не могут быть использованы для однозначной датировки начала строительства наборных корпусов на Руси. Вполне возможно, что клинкерная кораблестроительная традиция являлась общим наследием народов Северной Европы (славян, балтов, скандинавов и германцев) и развивалась во всех этих регионах параллельно, при наличии достаточно тесных контактов между ними и постоянного заимствования новых идей и решений. Впрочем, вывода в нашем случае это не меняет, поскольку наличия активного технологического обмена древнерусского кораблестроения с Северной Европой в любом случае не отменяет. Также, учитывая отсутствие подробной информации о кораблестроении эпохи раздробленности, невозможно однозначно утверждать, потомками какого именно типа были последующие русские суда - "набойной" или "заморской" лодьи; в пользу первого варианта говорит упомянутая ниже характерная конструкция килевой балки северорусских кораблей, уж очень напоминающей по своей форме и массивности долблёную колоду, чем сильно отличается от скандинавских образцов, с их высокими и очень узкими килями.

Итак, русские ладьи с наборным корпусом принадлежали примерно к тому же типу кораблей, что и современные им драккары и кнорры норманнов-викингов, корабли нормандцев (уже не норманнов), в 1066 году высадившихся на побережье Англии со своим конунгом Вильгельмом, или шнеккеры (по-русски "шнеки" или "шняки") шведских крестоносцев времён Ледового Побоища (1242 год). Как мы увидим далее - эта связь в развитии какое-то время оставалась неразрывной: кораблестроение Руси эволюционировало совместно с североевропейским, впитывая его достижения.

Североевропейское кораблестроение раннего средневековья

Установленная принадлежность древнерусских кораблей к североевропейской кораблестроительной традиции позволяет, в условиях отсутствия иных данных, в какой-то степени распространить на них ту технологию строительства, которая была задействована для аналогичных кораблей в других регионах.

Способ строительства корпуса по клинкерной технологии. Видны доски обшивки, расположенные внакрой, соединяющие их заклёпки с клинкшайбами, и шпангоуты, крепящиеся к обшивке деревянными нагелями.

Для постройки такого корабля стволы деревьев раскалывали в продольном направлении на доски, края которых отёсывали топором, а затем стягивали при помощи уже упоминавшихся металлических заклёпок с квадратными клинк-шайбами, которых в каждом корабле были по нескольку тысяч. Получалась обшивка "внакрой", при которой нижние кромки вышележащих досок обшивки перекрывали верхние кромки лежащих ниже. Вместо заклёпок в Германии могли использовать длинные гвозди с загнутыми концами, а на Руси - вицу, но сути конструкции это не меняло. Потом, уже в готовый корпус, вставляли поперечные рёбра-усилители, игравшие роль шпангоутов и, при наличии палубы, палубных бимсов. Эта технология строительства корпуса называется клинкерной и широко использовалась в кораблестроении Северной Европы с глубокой древности вплоть до XV - XVI веков.

В Северной Европе, под которой с точки зрения технологии судостроения мы должны понимать Скандинавию, европейское побережье от Прибалтики до испанской Страны Басков и Англию, параллельно существовали две оставившие значительный след кораблестроительный традиции.

Первая происходила всё от тех же скандинавских кораблей, на которых в числе других плавали норманны-викинги-варяги. Для неё были характерны низкобортные корабли с построенными целиком по клинкерной технологии корпусами, имеющими поперечное сечение в виде почти правильного полукруга и симметричные круто изогнутые штевни - силуэт, хорошо знакомый по кораблям викингов, который в свою очередь были наследниками североевропейских кораблей начала нашей эры, таких, как корабли из Нидама (310-350 гг. н.э.) и Квалзунда (около 700 г. н.э.).

Среди кораблей, использовавшихся викингами, выделяют два типа - боевой корабль, более длинный, узкий и более лёгкой постройки - классическим его образцом считается корабль из норвежского Гокстада, датируемый IX веком:

И транспортный корабль - более короткий и широкий, с более полными обводами и массивной конструкцией, о котором можно судить по одной из находок в датском Скульделеве, названной Skuldelev 1 - как считается, это был специализированный транспортный корабль для плаваний через Атлантику, преимущественно под парусом:

Вместе с нормандцами Вильгельма Завоевателя (а возможно и раньше, ещё с викингами) этот тип кораблей попал в Англию, где продолжил развиваться вплоть до конца XV века.

Вторая, весьма отличная от первой, традиция имела скорее всего фламандское происхождение (территория современных Нидерландов). В ней использовались схожие технологии, однако характерный для неё тип корабля разительно отличался от кораблей викингов или англичан. Наиболее правдоподобной является версия о его происхождении от местного аналога древнерусской "набойной" ладьи, то есть, большой лодки-долблёнки с наращёнными досками бортами.

Эволюция североевропейского корабля "фламандской" ветви - от аналога "набойной ладьи" (верхние два разреза) до типичного когга (внизу).

Справа также показано сечение модели корабля из Эберсдорфа, принадлежность которой к коггам является спорной из-за обшивки днища не вгладь, а внакрой.

Хотя "связующее звено" между этим типом и последующими в археологической летописи отсутствует, вполне логично будет предположить, что на каком-то этапе вместо долблёного днища стали делать наборное из досок, причём доски соединяли друг с другом встык, прикрепляя деревянными нагелями к поперечным шпангоутам, которые имели Г-образную форму и располагались в шахматном порядке - с вертикальными отростками, ориентированными попеременно то на левый, то на правый борт. После сборки днища к шпангоутам крепилась выполненная уже по клинкерной технологии обшивка бортов, под которую на шпангоутах делались характерные "зазубрины". В результате получился плоскодонный корабль с гладким дощатым днищем и сильно разваленными клинкерными бортами, имеющий в поперечном разрезе форму своего рода корыта. Также для кораблей этого типа характерны прямые штевни и, с какого-то момента, навесной руль.

Реконструкция поперечного разреза корпуса когга. Насколько именно такая конструкция была типична - мы, увы, не знаем.

Этот тип корабля по устоявшейся традиции называют коггом. Однако на самом деле неизвестно как выглядел когг и какую конструкцию он имел. Судя по всему, этим словом вообще обозначали не конструктивный тип корабля, а его класс по грузоподъёмности. Главным образом это слово упоминается в портовых документах, касающихся налогообложения; крайне сложно поверить в то, что средневековый чиновник, отвечающий за взимание налога, каждый раз спускался в трюм корабля для того, чтобы осмотреть его днище и на основании типа его обшивки сделать заключение о том, когг перед ним или нет. Гораздо более вероятно, что к выводу о том, что перед ним именно когг он приходил на основе заявленной судовладельцем грузоподъёмности судна.

Современная реконструкция ганзейского когга.

Не добавляет однозначности облику когга и тот факт, что от большинства найденных кораблей этого периода сохранилась лишь подводная часть корпуса, в то время, как на изображениях мы видим, естественно, надводную часть корабля; таким образом, сличение археологического и изобразительного материала является весьма нетривиальной задачей. Единственный сохранившийся более-менее целиком когг - так называемый "бременский когг", датируемый около 1380 года; однако было бы не совсем корректно распространять особенности его конструкции на все аналогичные корабли, что обычно делается на основе единственного изобразительного источника - печати города Штральзунда , на которой просматривается примерно схожий силуэтом корабль.

К сожалению, здесь мы опять сталкиваемся с абсолютно недостаточным количеством достоверного материала, который позволял бы судить о развитии кораблестроения Северной Европы в этот период. Как ни удивительно, но если о кораблях полудиких викингов мы имеем очень подробное представление благодаря их погребальным обычаям, то о кораблестроении североевропейской городской цивилизации более позднего периода информация крайне скудна. Следствием недостатка информации всегда является возникновение многочисленных противоречащих друг другу спекулятивных теорий.

Так, в других источниках может встречаться утверждение о том, что от "набойных" плоскодонок - а точнее, типа кораблей, современными исследователями названного "утрехтским", по находке из голландского Утрехта, датируемой концом IX века - происходит уже другой тип раннесредневекового корабля, хольк. Для кораблей утрехтского типа, которых найдено в настоящее время уже восемь, были характерны наличие долблёного основания, наращённого набранными внакрой дощатыми бортами, отсутствие штевней и крайне характерная "бананообразная" форма, которая некоторым исследователям кажется весьма схожей со средневековыми изображениями, трактуемые ими как изображения хольков:

Одни исследователи называют хольком, а другие - наследником кораблей викингов, аналогичным показанному ниже английскому - выросшим в размерах и получившим помосты вместо знаменитых "головы и хвоста дракона". Второй же корабль на ней - несомненно, того типа, который сегодня называют коггом.

Так или иначе, с XII по конец XIV века основными типами торговых кораблей на северном побережье Фландрии и Германии была когги, после чего их стали по какой-то причине быстро сменять хольки.

В то же самое время скандинавы продолжали строить главным образом корабли, восходящие по типу к эпохе викингов, а в Англии на их основе был создан свой, оригинальный тип:

Корабль английского Союза Пяти портов (Cinque ports) - Дувр, Гастингс, Хит, Нью-Ромни и Сэндвич. XIII-XIV века.

Продолжение следует. (Источник в продолжении)

В этом материале я хочу охватить вопросы обработки древесины, ее распиловки и шлифовки, получения необходимых размеров для судомоделизма. Ниже дан перечень различных пород дерева, их характеристики и применяемости для постройки моделей кораблей. Используйте этот материал только как сборник советов, так как всегда есть исключения. Например, обычно дуб не рекомендуется для судомоделизма из-за его крупной структуры и пористой природы, однако я видел некоторые красивые модели, сделанные из дуба, который был тщательно отобран, чтобы избежать присущих ему недостатков. Я не претендую на 100% точность или полную подробность. Некоторые породы не были включены в обзор из-за недостатка информации или иных факторов.

При планировании модели корабля чрезвычайно важно определить породы дерева, которые будут использованы при ее постройке. Тут есть один критический аспект – наличие или доступность в продаже данных пород. Как повелось в судомоделизме, всегда был фаворитом самшит, вероятно, из-за своих выдающихся характеристик и использованию в старинных моделях парусников. Оригинальные Адмиралтейские модели являются своего рода шедеврами, и самшит очень подчеркивает их вид.

Однако в настоящее время действительно хороший европейский самшит очень трудно достать. Есть много других пород, которые выглядят столь же хорошо, как и самшит, и так же хорошо обрабатываются. Цвет, конечно, не всегда будет таким же, но почему он настолько необходим? Некоторые люди не любят желтоватый цвет самшита. Почему бы не попробовать местный клен, вишню, грушу, яблоню, кизил, и т.д.? Вы будете удивлены результатам.

Есть много источников для получения ценных пород дерева. Некоторые местные лесопилки используют вишню, орех, клен, липу, березу, сосну, дуб и красное дерево. Некоторые специализированные магазины продают более экзотические местные и импортные сорта дерева.

Абаши (Triplochiton scleroxylon) - очень светлая, бледная, соломенного цвета древесина, которая хорошо обрабатывается очень острыми инструментами и шлифуется. Торцы имеют тенденцию крошиться при резке. Структура грубая и содержит поры, которые быстро тупят инструмент. Видные, открытые поры обычно требуют заполнения.

Акация черная (Robinia pseudoacacia). Ранее использовалась для деревянных нагелей; хороша для ограждения. Твердая, плотная древесина, но слишком грубая для моделирования.

Атласное дерево (Fagara flava) Цвета от сливочного до золотого желтого. Имеет яркий, атласный блеск в отшлифованном состоянии. Прекрасная однородная структура, но волокна изменяются от прямых до волнистого состояния с образованием пятнистого эффекта. Хороша при токарной обработке, инкрустации, но редкая. Пыль может вызвать раздражение. Западноиндийское и флоридское атласное дерево лучше, чем цейлонское и восточно-индийское.

Бальза (Ochroma pyramidale) - как правило, гранулированная, с грубой текстурой, с цветом от белой до розовато-белой, является очень мягкой и легкой. При резке имеет тенденцию крошиться и не будет иметь ровный, острый край. Это не дает возможность гладкой шлифовки. Клеится хорошо. Хорошо режется острым инструментом и даже поддается под нажимом пальца. Эта порода занимает первую строчку в списке пород, которые "не используются", поскольку не годится даже в наибольших масштабах.

Применение: исключительно как наполнитель, применяется преимущественно для авиамоделей

Бамбук - подобное тростнику растение, включающее более чем 700 разновидностей, из которого получаются превосходные нагели методом дробления и протяжки. Используется для крепления планок или оснастки в виде гвоздиков диаметром 0,5мм или тоньше.

Применение: Каркас

Береза (Betula). Красная, белая и желтая береза одинаковы, если бы не цвет. Красная береза используется, чтобы сымитировать дуб в мелком масштабе. Желтая береза может использоваться как замена клена. Заболонь сливочно-белая, а сердцевина очень бледного коричневого цвета. Она имеет прямую текстуру, довольно прочная и гибка. Она упруга и имеет ровные края. Подходит для шпангоутов, киля и палуб. При работе необходим острый инструмент. Если не до конца выдержана, может деформироваться. Канадской и европейской березы нужно избегать из-за их склонности к скручиванию. Береза особо ценная в виде высококачественной авиационной фанеры. Идеал для зажимных приспособлений и шаблонов.

Применение: Каркас, палубные элементы, зажимные приспособления и шаблоны, обшивка корпуса

Бразильский клен (Balfourodendron riedelianum). Тяжелая, плотная лимонной окраски древесина из Бразилии и Аргентины. Прямая структура и высокая прочность. Не подходит для моделизма

Бук (Fagus americans) - белая или бледно-коричневая древесина с отличительным оттенком. Имеет прямую, но грубую текстуру со слабопористой, но хорошей структурой. Твердые и мягкие области мешают ей изгибаться. Влажность неблагоприятно влияет на это дерево. Кроме того, бук ломкий. Незначительная ценность для судомоделирования. Сердцевина и заболонь развиты по-разному, и поэтому не должны использоваться вместе.

Венге (Millettia) грубоволокнистая, тяжелая, с плотными прямыми волокнами древесина. Темный коричневый цвет с черными и светло-коричневыми полосами. Трудно обрабатывать. Не подходит для моделизма.

Вишня бразильская (Hymenaea courbaril) – красновато-коричневого цвета с текстурой, как у красного дерева. Хороша для механической и токарной обработки. Со временем имеет свойство темнеть.

Вишня черная (Prunus serotina) превосходная прочная, твердая и непористая древесина для моделизма. Лучше всего использовать вишню из государств центральной Америки. Имеет цвет от очень бледного к красновато-коричневому, который со временем усиливается. Когда она хорошо вылежанна, то не подвергается тресканию и деформации. Имеет прямую красивую шелковистую текстуру с легкой волной. Режется, обрабатывается и шлифуется хорошо, но будет гореть, если, к примеру, при распиловке используется тупая. Ее плотность и прочность делают ее подходящей для корпуса, обшивки, оснастки и оснащения палубы. Как правило, ломкая, так что с особой осторожностью следует подходить в изгибанию. Неплохой американский эквивалент самшиту, хотя не по цвету. Со временем цвет естественно темнеет. В масштабе хорошо имитирует тик. Красная ольха может использоваться как замена по внешности для черной вишни. Желтый тополь может использоваться как замена в текстуре для черной вишни.

Применение: Корпус, оснастка, обшивка, палубные элементы, рангоут и др.

Вяз (Ulums). Настоящий скальный вяз - один из лучших материалов для судомоделизма, но не путать с серым вязом. Древесина белая с длинной прямой текстурой. Прочный, имеет вязкую структуру, легко гнется. Вяз идеален для шпангоутов, киля, форштевня, книц и обшивки.

Граб (Carpinus caroliniana) является твёрдой породой дерева. Древесина от белой до легкого желто-коричневого цвета. Прочная, тяжелая и твердая, в отшлифованном состоянии очень гладкая. Имеет плотную, прекрасную структуру с редкими неравномерными волокнами. Хорош при токарной обработке, в том числе и в мелких масштабах. Превосходная замена самшиту, особенно когда цвет самшита нежелателен. Является чрезвычайно редким.

Применение: Оснащение

Груша плодовая (Pyrus communis) красивая, густоволокнистая древесина с выраженными порами. Подходит для изготовления мелких деталей, хорошо гнется и шлифуется. Хороша при токарной обработке. Режется с ровными аккуратными краями, но оказывает "затупляющее" воздействие на инструмент. Хорошо гнется под воздействием сухой высокой температуры или пара. Используется для обшивки, палуб, оснастки и оборудования, резьбы, блоков и юферсов. Превосходная древесина для моделирования, но относительно дефицитная. По цвету груша от сливочного до розовато-коричневого. Груша, как правило, однородна по цвету и может имитировать красное дерево по структуре, если немного затонировать и вскрыть лаком. Это обеспечивает хороший контраст в неокрашенных моделях.

Применение: Обшивка, оснащение, палубные элементы

Диера тонкоребристая (Dyuera costulata), произрастает в Малайзии, на Суматре и Борнео, с древесиной от сливочно-белой до ярко-соломенной, довольно мягкой и с красивой структурой. Используется как альтернатива желтой сосне. Имеет прочные, прямые волокна. Режется хорошо даже на мелкие детали с превосходным сохранением кромок с некоторой ворсистостью. Является плотной, но недостаточно прочна. Может использоваться для твердых корпусов и резьбы. Легкий вес делает ее подходящей для радиоуправляемых моделей. Но лучше выбрать липу, тополь или сахарную сосну.

Применение: Твердые корпуса

Дуб (Quercus) растет в больших количествах. Обычно не рекомендуется для судомоделизма из-за грубой структуры и заметных отметин. Очень плотная древесина, подходящая для внутреннего каркаса модели. Хорошо шлифуется. Красный (Quercus rubra) и белый дуб (Quercus alba) применимы для подставок моделей кораблей. Белый ясень может использоваться как замена для красного дуба.

Ель (Abies), включая ель Дугласа. Красно-желтая древесина, как и сосна, не рекомендуется для моделирования. Имеет грубую текстуру и чередующуюся твердую и мягкую структуру. Выделяет смолу.

Применение: Нет

Ель ситкская (Picea sitchensis) или Серебряная от сливочного-белого к бледно-желтому с небольшим розовым оттенком цвету. Имеет прекрасную, однородную структуру и прямые волокна в зависимости от возраста. Хорошо гнется, обрабатывается и шлифуется. Применяется для мачт и рей из-за длинных, прямых волокон и жесткости. Перед изготовлением мачт сначала расколите древесину по волокнам.

Применение: рангоут

Железное дерево - См. Граб.

Ива (Salix) бледная с красивой, почти невыраженной структурой. Легкая, но прочная. Легко обрабатывается и шлифуется. Рекомендована для радиоуправляемых моделей.

Камедное дерево красное (Liquidambar styraciflua) Цвет имеет от белого до золотого и упоминается иногда как ореховая сосна. Подобно груше, но немного более темное. Превосходно имитирует тик и красное дерево. Сердцевина от коричневого до красновато-коричневого цвета и часто называется атласным орехом. Имеет вязкую структуру, красивую и нерегулярную текстуру, яркий атласный блеск. Может использоваться для обшивки, палуб и оснастки. Превосходный материал для судомоделизма. Опилки могут использоваться как заполнитель.

Кедр испанский (Cedrela odorata). Легкий красноватый от темного коричневого цвета с текстурой, подобной красному дереву. Прочный, легкий и хорошо обрабатывается.

Кедр красный (Thujaplicata, западный; juniperus virginiana, восточный) - прямая текстура, не смолистая, прекрасно текстурированная ломкая мягкая древесина, изменяющаяся в цвете от бледного розовато-коричневого цвета до темного коричневого цвета со своеобразным ароматом. Обрабатывается и шлифуется легко. Для зажимов использовать только латунь или медь, так как слишком мягкая и волокнистая. Восточный красный кедр имеет аромат.

Кизил (Cornus florida) - чрезвычайно твердая, плотная древесина с густой и очень красивой текстурой. Немного сложна в обработке из-за вязкости и твердости. Обычно цвет сливочно-белый, но может быть и цвета от бледно-желтого до розовато-коричневого. Чрезвычайно гладкая в отшлифованном состоянии. Не тонируется, сложна в обработке, но можно изготовить очень тонкие детали. Горит при обработке тупыми фрезами. Замена самшиту, но не совсем доступная.

Применение: Оснастка, резьба, мелкие детали

Клен "птичий глаз" (Acer saccharum). Глазки придают этой древесине интересный эффект, делающий эту древесину обособленной, но не подходящий для естественного вида деталей модели.

Применение: Подставки

Клен, твердый или каменный (Acer saccharum) – тяжелая, с красивыми волокнами белая древесина, довольно доступная, прочная и одна из наиболее твердых материалов для судомоделизма. Отлично подходит для маленьких деталей. Его чрезвычайная твердость и случайная нерегулярная волокнистость делают работу непростой. Волокна изменяются от видимого с большого расстояния числа до прямолинейных. Цвет может быть от бледно-желтого к темно-медовому. Имеет высокую плотность, красивую структуру. Твердый и упругий. Легко обрабатывается вручную и хорошим инструментом. Хорошие гибкостные свойства, аккуратные кромки при резе и хорошо шлифуется. Подходит для токарных работ, шпангоутов, обшивки и палуб из-за цвета меда, отличных шлифовальных свойств, красивого внешнего вида. Может также использоваться для подставок. Мягкий, или серебряный, клен, а также красный клен не столь хороши для судомоделизма. Можно использовать для замены клена желтую березу.

Применение: Корпус, оснащение, палубные элементы, обшивка, зажимные приспособления и инструменты

Кокоболо (Dalbergia) - темная коричневая древесина с нерегулярной текстурой и средней красивой структурой. Хороша для юферсов, блоков и штаг-юферсов. Цвет изменяется от фиолетово-красного к желтому и становится глубоким оранжево-красным под воздействием воздуха и света.

Красное дерево (Sequoia sempervirens) красновато-коричневая древесина с открытыми порами. Очень мягкая и крошится при резке. Шлифуется хорошо. Если не защитить, сереет с возрастом. Не подходит для моделизма.

Красное дерево, Гондурас (Swietenia macrophylla) - с древесиной от средней до глубокой красно-коричневой, которая хорошо обрабатывается, хорошо шлифуется, но относительно ломкая. Явные и заметные волнистые волокна ограничивают его использование для судомоделиста. Тяжелее, чем сосна. Превосходный материал для деталей относительно больших моделей. Легкий вес, древесина со средней плотностью и с умеренной прочностью. Идеальна при использовании в комбинации с липой для полумоделей.

Красное дерево, Филиппины . Может использоваться как замена (по внешнему виду) для гондурасского красного дерева. Более мягкое, менее плотное и прочное, чем гондурасское красное дерево. Не рекомендовано для моделизма.

Лимон (Oxandra lanceolata). Цвет от бледного, сливочно-желтого до легкого коричневого. Твердая древесина с очень красивой структурной и прямой текстурой. Сердцевина темная. Хорошо обрабатывается, режется и вообще отлично подходит для деталей. Превосходный выбор для маленьких частей, мачт и рангоута. Непросто найти (ареал произрастания - Карибское море).

Применение: Оснастка, рангоут, обшивка

Липа (Tilia americans), также известная как американская липа (универсальная древесина резчиков по дереву). Европейские разновидности более твердые. Бледный, от почти белого к бледно-сливочному коричневому цвету, с прямой текстурой и прекрасной однородной структурой, которая делает ее идеальной, чтобы морением имитировать в масштабе другую древесину. Обладает довольно острым краем, но осыпается при сверлении и распиливании. Гнется относительно легко, лучше под воздействием пара, так как недостаточно прочна. Шлифуется хорошо, но поверхность требует лакирования. Липа - превосходная со всех сторон древесина, рекомендуемая для моделей с обшивкой по шпангоутам. Используется для постройки корпуса производителями наборов и моделистами, поскольку очень хорошо режется. Используется для корпусов-сэндвичей, составных шпангоутов, изогнутых шпангоутов, обшивки корпуса, настила и оснащения палуб. Необходима аккуратность, чтобы сохранить ровные грани. Не столь тяжела, как европейская липа и является хорошей заменой для сахарной сосны.

Применение: Остов корпуса, палубы.

Лиственница (Larix laricina). Цветом от бледного к средне-коричневому с явными годичными слоями. Твердая, жесткая древесина используется для обшивки моделей кораблей в больших масштабах. Не имеет значительного применения.

Маклюра (Maclura pomifera) - средне- и грубоволокнистая древесина с ярким от апельсинового к золотому желтому цвету, хорошо поддающаяся машинной обработке.

Ольха красная (Alnus rubra) легче, чем вишня, но почти такая же прочная. Приблизительно вдвое дешевле вишни. Красная ольха может использоваться как замена (по внешнему виду) вишни.

Орех (Juglans nigra). Американский черный орех имеет однородный темный фиолетово-коричневый цвет. Ровные, но грубые открытые волокна ограничивают применения в моделировании. Может использоваться для шпангоутов, киля и некоторой обшивки, если тщательно отобрана структура. Обрабатывается легко, является твердым, крепки и плотным. Не подвержен деформации или раскалыванию. Легко гнется при нагреве. Отлично шлифуется. При резке и резьбе ведет себя прекрасно, но не всегда удается получить прекрасную мелкую деталь. Для замены черного ореха можно использовать желтый тополь.

Орех бразильский (Phoebe porosa). От желтого до маслинового и даже шоколадно-коричневого цвета с ровной и красивой структурой. При механической обработке возможно раздражение.

Орех-пекан (Carya illinoensis) относится к семейству гикори, но имеет лучший цвет. Сердцевина от слабо- к среднебледному цвету. Заболонь сливочного цвета. Имеет густые и часто волнообразные волокна. По рабочим свойствам напоминает клен. Твердый и плотный, требует острых инструментов. Гнется хорошо и шлифуется до очень гладкой поверхности.

Орех серый калифорнийский (Juglans cinerea). Прямая текстура, по структуре грубая древесина коричневого цвета. Не подходит для моделизма из-за вида текстуры.

Падуб (Ilex opaca) Цвет от слоновой кости до серо-белого (иногда зеленоватого) с прямыми, густыми, очень красивыми волокнами. Иногда волокна неоднородны. Качественная древесина с красивой текстурой и красивым видом. Требует острых инструментов. Гнется хорошо из-за низкой жесткости и высокой прочности. Превосходный материал для моделизма, который непросто найти, но с которым хорошо работается. Хорошо клеится. Легко режется и имеет торцы лучше, чем большинство других пород. Довольно устойчив к скалыванию. Падуб может использоваться для корпуса, украшений, резьбы, блоков, мелких дельных вещей, оружия, и др. Есть определенные сложности в станочной обработке, но в шлифованном состоянии имеет отличную поверхность. На него влияет влага, поэтому храниться должен в соответствующей среде. Дорогой, поэтому желательно искать необходимого размера рейки и заготовки. Убедитесь, что цвет именно такой, как необходим для применения, так как он очень приметный, особенно в окружении более темных деталей.

Применение: Обшивка, оснастка, дельные вещи

Падук африканский (Plerocarpus) - необычная древесина для моделизма, но его красный цвет делает его пригодным в случаях, когда требуется красный цвет отделки. Однако цвет со временем будет стареть к глубокому оранжево-коричневому цвету. Имеет довольно красивую структуру, подобную структуре ореха. Многочисленные поры открыты, делая ее непригодной для больших деталей типа внутренней обшивки.

Палисандр боливийский (Machaerium acutifolium) твердая, тяжелая, с прекрасной текстурой и изменяющейся окраской древесина. Имеет глубокий от шоколадно-коричневого до фиолетово-черного цвет. Обрабатывается хорошо.

Палисандр гондурасский (Dalbergia stevensonii) твердая, тяжелая и плотная, от розового до фиолетово-коричневого цвета, древесина. Прямая структура.

Платан американский (Platanus occidentalis) имеет белые, твердые, густорасположенные волокна. Имеет среднюю структуру, умеренно легок и относительно прочен. Режется хорошо и с ровным краем. Требуются острые инструменты. Превосходен для обшивки, хорошо гнется, точится и принимает нужную форму. Широко используется в моделизме.

Платан английский относится к семейству кленовых и имеет сливочный цвет с прямыми, красивыми волокнами. Хорош при токарной обработке, режется и гнется легко. Не особенно рекомендуется для моделирования.

Самшит (Buxus sempervirens). Наиболее предпочтительны английский и европейский самшит. Это дерево и важно не перепутать с кустом самшита, типичным для США. Он достаточно дорог и редок. Прекрасная текстурированная древесина с сильным отличительным тусклым от сливочного к желтому цветом. Очень плотная, с почти отсутствующей текстурой. Используется на всех этапах судомоделизма, включая токарную обработку, каркас, обшивку, резьбу, оснащение палубы, художественное оформления, блоки, юфресы, нагеля и утки. Самшит относительно трудно резать, даже очень острым инструментом, но усилия стоят того. Отличная древесина для судомоделирования, поскольку сохраняет острые грани даже на мелких деталях.

Самшит, Южная Америка (Gossypiospermum praecox, Brazil) - не связанный ботанически с европейским самшитом, но имеет подобные свойства и на 20 % легче. Цветом от белого к лимонному и желто-коричневому, с прямой, компактной и однородной текстурой и структурой. Хорош при токарной обработке и шлифовке, однако не так поддается резке, как европейский самшит. Достаточно твердый и имеет свойство хорошо гнуться под воздействием высокой температуры. В амиаке может изменить цвет. Самшит из других мест, кроме Европы, нужно использовать с осторожностью, так как его качество и применяемость ограничены.

Применение: Корпус, мелкие детали, обшивка, палубные элементы, рангоут и любое другое применение, включая зажимные приспособления и инструменты.

Сосна белая (Pinus strobus). Восточная белая сосна, иногда называемая желтой сосной и сахарной сосной (pinus lambertiana) - лучшие из соснового семейства. Желтая сосна заменяет диеру из-за большей доступности. В настоящее время желтая сосна бывает очень разной по качеству. Древесина быстрорастущих деревьев по волокнистости и структуре нежелательным для моделизма. Сосна хорошего качества обычно от бледно-желтого до слабо-коричневого цвета с красивой однородной структурой и прямыми волокнами. Легко обрабатывается и шлифуется, имеет низкую усушку. Хороша для цельных корпусов и шаблонов. Не путать с сосной желтой, иногда называемой западной желтой сосной, которая используется как строительный материал. Другие сосны, кроме восточной белой и сахарной, также не применяются в моделизме.

Применение: Цельные корпуса

Тик (Tectona grandis) - легкая, золото-коричневая древесина с темными полосами. Волокна грубые и масляные, в следствии чего тик практически не применяется в моделизме. Абразивная характеристика сказывается на инструментах. Подходит для мачт из-за прямых, жестких волокон.

Тис (Taxus baccata) почти столь же тверд, как дуб, с красно-коричневыми цветными и довольно отчетливыми годичными слоями. Структура красивая с прямыми волокнами. Плохо гнется.

Тополь желтый (Liriodendron tulipifera), также называется тюльпановым тополем, цветом от светло-сливочного в заболони до бледно- коричневого цвета и слегка зеленого в сердцевине. Сердцевина более прочная, легче режется и предпочтительнее заболони. Прямые волокна с красивой однородной структурой. Требуется хорошие шлифовки. Не очень легко гнется, но при резке сохраняет ровные края. Более твердая и прочная, чем липа. Хороша для шпангоутов и цельных корпусов. Хорошая замена для более дорогой древесины. Желтый тополь может использоваться как замена внешнего вида черного ореха и черной вишни. Тополь - одна из самых распространенных пород дерева в Северной Америке и используется для кабинетов и фурнитуры для мебели.

Хурма (Diospyros virginiana). Ее также называют белым черным деревом. Цвет изменяется от серебристо-серого до сливочного или даже до легко-коричневый цвета со случайными темными полосами. Темная древесина ограничена маленьким ядром сердцевины. Быстро окисляется и принимает темный оттенок. Структура напоминает дуб. Исключительно прочная и твердая, но подвержена влажности. Не годится для обшивки или структурной работы, но неплоха в резьбе. При шлифовке можно достигнуть чрезвычайно гладкой поверхности. Очень быстро тупит инструменты.

Черное (эбеновое) дерево (Diospyros ebenum) - прекрасная текстура, очень тяжелое, цвет от темно-коричневого до черного как уголь. Требует очень острых инструментов. При шлифовке мелкая черная пыль может окрасить другие материалы. Сложное в обработке, но хорошо шлифуется. Применение ограничено, так как черное дерево ломкое. Хорошо гнется под воздействием высокой температуры и пара, но распадается в аммиаке. Может использоваться для планширей, оснастки палубы, ограждения и обшивки фальшборта, где необходимы черные полосы, для имитации железа. Нагеля имитируют железные шипы. Очень дорогой и, как правило, короткие по длине бруски.

Применение: Обшивка, оснастка

Яблоня и дикая яблоня (Malus) изменяются в цвете от легкой сливочной заболони до бледно (к средне-розоватому) коричневому цвету сердцевины. Более темную древесину сложно найти больших размеров. Она тяжелая, хрупкая и имеет красивую, плотную структуру, легко сгибается, сопротивляется сколу. Хорошо подходит для резьбы и токарных работ, поскольку довольно твердая и гибкая. Отлично подходит для согнутых или составных шпангоутов, оснащения палубы, блоков и юферсов. Для нее требуется хорошая полировка. Поддается морению. В общем, одна из самых желательных пород для судомоделизма, однако следует избегать сучков и кривых участков.

Применение: каркас, обшивка, такелаж

Ясень (Fraxinus) древесина от сливочно-белой к коричневому. Длинные, прямолинейные волокна делают ее пригодной для шпангоутов и досок обшивки. Некоторые отрезы имеют грубую структуру. Легко гнется под паром или нагревом, но может принять волнообразную форму. Белый ясень может использоваться как замена (по внешнему виду) красного дуба.

Ясень горный (Sorbus americans). Плотная, твердая древесина, которая хороша при токарной обработке, для резьбы и шлифования. Быстро тупит инструменты.

Применение различных пород дерева

Обшивка : Яблоня, липа, вишня, вяз, падуб, лиственница, клен, груша, платан.

Шпангоуты : Яблоня, ясень, липа, береза, вишня, вяз, падуб, клен, груша.

Изогнутые шпангоуты : Яблоня, ясень, липа, вяз, падуб.

Мачты и рангоут : Береза, груша, сосна, ель и тик.

Оснащение палубы : Яблоня, липа, вишня, падуб, клен, груша, платан.

Блоки и юферсы : Яблоня, бук, падуб, гваяковое дерево, груша.

Цельные корпуса : Липа, кедр, диера, сосна (сахарная и белая), тополь.

Палубные надстройки : Яблоня, липа, береза, вишня, клен, красное дерево, груша, тополь, орех.

Деревянные нагели : Яблоня, бамбук, береза, вишня, падуб, клен, груша.

Резьба : Яблоня, вишня, кизил, падуб, диера, груша, хурма.

Токарные работы : Яблоня, вишня, кизил, падуб, груша, клен, тополь.


Литература

1. A Ship Modelmaker"s Manual, John Bowen, Conway Maritime Press Ltd., Chrysalis Books, 9 Blenheim Court, Brewery Road, London, N7 9NT.
2. Nautical Research Journal, Nautical Research Guild, 6413 Dahlonega Road, Bethesda, Maryland 20816. NOTE: There is a new address on this web site for the NRG
3. Scale Model Sailing Ships, John Bowen, Conway Maritime Press.
4. Ship Modelling Hints & Tips, J.H. Craine, Conway Maritime Press.
5. Ship Modeler"s Shop Notes, Nautical Research Guild.
6. The Fife Rail, Nautical Research and Model Ship Society, 620 Saddle Road, Wheaton, Illinois 60187.
7. The Main Wale, Great Lakes Society of Model Shipwrights, 2118 Belle Avenue, Cleveland, Ohio 44107.
8. Woodcraft, woodworker"s supply catalog, Web Site: http://www.woodcraft.com/
9. Wood Magazine, Better Homes and Gardens, 1716 Locust Street, Des Moines, Iowa 50336
10. Notes from Joe McCleary (former NRG Director) from presentation at the Second Nautical Research Guild/The Mariners" Museum Symposium, April 1999

110. Надлежит теперь разсмотреть какия суть леса наиудобнейшия к составлению корабельных мачт. Понеже мачты должны способны быть к выдерживанию великой натуги, сего ради нужно им иметь некоторую гибкость. Излишняя твердость в их волокнах сделала бы их ломкими, а излишняя мягкость не позволила бы им оставаться всегда в одном и непременном положении. Сия нужная гибкость, и сия должная твердость кажутся быть соединенными в елях и соснах; сверх сего свойственная им легкость и великая высота, до которой оне возрастают, делают, что оне предпочтительно пред всеми другими деревьями почитаются годными для соделания из них мачт корабельных. Деревья сего рода находятся во многих местах и разных климатах, оне возрастают до такой высоты, что становятся удобны для употребления на мачты, но оне имеют в себе особыя качества, по которым не все равно бывают способны. Сие дерево растет в северной Франции, в Акадии, в Канаде, в Луизиане, в Пиринеях, в Савонии, в Каталонии, и в Оверне; но леса в северной Европе преимуществуют пред всеми растущими в других областях. Они имеют сердцевину малую, зерно мелкое, волокна гибкия; в сих деревьях находится многу соку или смолы, которая питает их и долгое время после срубления содержит в здравом состоянии.
Пиринейския леса суть инаго рода с северными; сии суть сосны, а оные ели; и так качества их различны. Они не похожи ни зерном, ни составом волкн. Упругость нужная мачтам есть одно из качеств отличающих Пиринейския ели, и когда оне недавно срублены, имея зерно сжатое, то оне весьма еще хороши для употребления. В сравнении с северными лесами оне скорее их сохнут, и в них меньше смолы. Единственное средство, которое быть может и которое употребляется чтоб предупредить сие истощение сока и сохранить сей источник твердости их, есть погружать их в воду.
Леса Савойския, Овернския и Каталонския, имеют сердцевину весьма пористую: зерно их толсто, дерево сухо и малосочно, сего ради они удобно высыхают и потом от малой силы ломаются. Ели Канадския, Акадския и Луизианския много сходствуют с северными лесами: сердцевина у них небольшая, зерно тонкое, а дерево преисполнено смолою. Сии качества делают их удобными заменять недостаток северных лесов.
Между всеми сими различными лесами, из которых одне других больше или меньше способны для делания из них мачт корабельных, преимущество должно отдать и отдано северным лесам. Ибо оне имеют скважины весьма тесныя и наполненныя смолою, испускающею от себя весьма приятный запах. Таковое состояние в дереве кажется обещает крепость соединенную с гибкостью. По истинне, стесненное зерно означает множество волокн, а присутствие изобильнаго здравого сока есть порукою в их гибкости и долговременной невредимости.
Люди определенные для выбора в лесах мачтовых дерев, замечают что земли влажныя и болотистыя производят сухие токмо деревья и худаго качества, но что хорошо упитанныя деревья, и которыя не ослаблены велим числом сучьев, ростут в черноземе смешанном с камнем и крупным песком. Они определяют в которое время года надлежит срубать дерево, и крепко наблюдают чтоб не делать сего тогда, когда сок в дереве начнет в верх подниматься; ибо в сие время скважины отверзты, сердцевина мягка, клей беспорядочно разлит вокруг волокн; напротив того естьли сок давно уже прекратил свое движение, тогда скважины сжаты, смола более не плавает, но наполняет равно все промежутки волокн сочностью, которая питает дерево и долговременно его сохраняет.
Хотя сии деревья тщательно выбираются в лесах, однако по привозе в порты снова их свидетельствуют. Смотрят не имеет ли сердцевина красно-бледнаго цвета, сохранена ли между слоями взаимная связь, и не с лишком ли отверзты скважины; ибо все сии признаки показуют, что дерево не в надлежащее время срублено, и что качества его недостаточны; равномерно естьли в комле невидно изобильной смолы, то сие почитается новым знаком, что таковое дерево должно быть забраковано. По принятии мачтовых дерев в магазейны, ен точас употребляют их, но сохраняют, покуда понадобятся, во рвах нарочно сделанных, и где оне всегда покрыты морскою водою. Северные леса погруженныя в воду, весьма изрядно в ней сохраняются; морская вода не проникая в них много содержит их в невредимости, и препятствует испарению смолы. Малосильныя леса, каков суть Пиринейския, Савоския и Овернския, когда погружены бывают, то приемлют в себя много воды, и когда потом выставлены будут на воздух, то сия вода скоро из них вытекает, и смола находящаяся в них весьма удобно расточается. По сей причине сии леса становятся хрубки и слабы, и гораздо не так долговечны как северные; ибо примечено, что Пиринейская мачта долее двух с половиною лет не прослуживает, между тем как северная мачта пятнадцать лет безопасно служить может.
Диаметры мачтовых дерев меряются пальмами, которых длина есть 13 линей (27, 51 мм., прим. А.Б.). Самыя толстые из мачт запасаемых в королевском магазейне, и которых чисо не столь велико как прочих, имеют около двадцати девяти пальмов (798 мм, А.Б.). Диаметр меньших мачт есть в двенадцать пальмов (330 мм, А.Б.). Также имеются деревья от пяти до шести и от трех до четырех пальмов (137 - 165мм, 83 - 110мм, А.Б.).

Д. РОХЛЕНКО, эксперт правления Российского лесного научно-технического общества

Зима 1721 года. Более двадцати лет идет война со Швецией. Уже нет Карла XII, но шведское правительство не желает заключать мир с Россией, надеясь на помощь Англии. Хозяйство России подорвано длительной войной. Разорена и Швеция. Единственная ее надежда -

Петр Великий изображен на портрете в латах и с лентой ордена Андрея Первозванного. Первая четверть XVIII века (предположительно работа художника И. Н. Никитина).

Екатерина I. 1717 год. Художник - Ж. М. Наттье.

Петровские указы, направленные на сбережение лесов, были опубликованы в газете "Ведомости": первый указ - в феврале 1715 года, а второй - в декабре 1723 года.

Панорама Москвы в 1702 году (иллюстрация к книге К. Де Брюйна, изданной в 1704 году).

Так выглядел один из первых лесопильных заводов, где распиловку бревен делали вручную.

О бурной эпохе Петра I в наши дни написано несметное количество книг и статей - деяния царя-преобразователя того стоят. Со свойственной ему энергией Петр отдавался и организации лесного хозяйства в России. Его с полным основанием можно считать первым лесоводом России. За годы правления Петр подписал более ста указов, распоряжений и инструкций, относящихся к сбережению и рациональному использованию лесных богатств. Близкий к Петру Андрей Нартов (крупнейший в то время механик и машиностроитель) отмечает в своих заметках: "О разведении и соблюдении лесов были государевы многие указы строгие, ибо сие было из важнейших его предметов". Однако и заботы о лесном хозяйстве подчинялись главному делу Петра - превратить Россию из страны сухопутной в державу морскую.

ЛЕС - ЭТО ФЛОТ

Петр I говорил: "Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, вторую руку имеет". Вот для создания этой "второй руки" и требовалось огромное количество высококачественного леса. Такой лишь пример. Строительство одного фрегата потребляло более трех тысяч отборных деревьев. Сколько же их пошло на постройку более тысячи боевых кораблей, спущенных на воду при Петре I на двадцати верфях!

Впрочем, венценосный "мореплаватель и плотник" заботился не только о военных фрегатах и галерах, он думал и о торговых судах, способных связать Санкт-Петербург и Архангельск с крупнейшими европейскими портами. Более того, его планы, касающиеся внешней торговли, не ограничивались прорубленным "окном в Европу". По свидетельству того же Нартова, у Петра было намерение "проложить дорогу чрез Ледовитое море в Китай и Индию...". Он "сочинил и написал собственною рукою наказ Камчатской экспедиции (Беринга. - Д. Р. ), которая долженствовала проведывать и отыскивать мореходством того, не соединяется ли Азия к северо-востоку с Америкою..."

Программа была намечена грандиозная. Но создание мощного военного и торгового флота требовало огромного количества досок, брусьев, древесных стволов для корабельных мачт. Казалось бы, какие тут затруднения? На необозримых пространствах между российскими городами простирались дремучие леса, запасы природной кладовой представлялись неисчерпаемыми. Однако крупные и здоровые деревья нужных пород (даже при прежнем изобилии) встречались нечасто. Петр знал, что корабельные дубы и мачтовые сосны поспевают столетиями и при свободной рубке, обычной для того времени, могли быть истреблены очень быстро. Чтобы уберечь леса от такой угрозы, Петр устанавливает строгий государственный контроль за их использованием. Решение беспрецедентное, знаменующее начало лесного хозяйства в России.

Правда, первые охранные грамоты на право пользования лесами выдавали московские князья еще в XV веке, но они имели лишь местное значение и касались главным образом охотничьих угодий. До Петра I государство, по сути, не занималось лесным хозяйством. Лес обретал государственное значение только на южных границах, где создавались засеки - лесные завалы из срубленных деревьев, кроны которых обращали на юг, навстречу врагу, степным кочевникам.

ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕСА

Все началось с указа от 19 ноября 1703 года. То был важнейший законодательный акт об описи лесов во всех городах и уездах в пределах 50 верст от больших рек (речь шла о Волге, Оке, Доне, Днепре и Двине, впадающей в Балтийское море, со всеми притоками) и 20 верст от малых, "которые в те большие реки впали, а сплавному ходу по ним быть мочно". (Цитаты из указов и распоряжений Петра I приводятся по "Полному собранию законов Российской империи", тт. IV-VII, СПб., 1830 г.)

В таких лесах древесные породы разделялись на две категории: заповедные и дозволенные к свободной рубке. К первой относилось все, годное для кораблестроения: дуб, карагач, клен, вяз, ильм, лиственница, сосна в отрубе 12 вершков и более (вершок равен 4,4 сантиметра). Эти деревья объявлялись собственностью государства, их без разрешения "рубить никому не велеть". Даже в своих вотчинах владелец мог рубить только то, что не требовалось для "государевых дел". На хозяйственные же нужды разрешалось валить липу, ель, березу, ольху, ясень, осину, орешник, ивы, осокорь и сосну диаметром менее 12 вершков - деревья, входившие во вторую категорию. Указ "О нерублении добраго лесу на дрова" предписывал использовать на дрова ель, осину, ольху, а "также и валежник брать".

Нарушителей царских повелений ждало чрезвычайно суровое наказание. "А буде кто сему указу станет чинить противно, - читаем в указе 1703 года, - на них за всякое срубленное дерево, кроме дуба, доправлено будет пени по 10 рублев, за дуб, буде кто хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь..." Наказанию подлежали не только непосредственные виновники незаконной рубки, но и "кто рубить прикажет, помещик или приказчик и тех самих, вырезав ноздри и учинив наказание, посылать в каторжную работу...".

Охраняли заповедные леса особые надзиратели, находившиеся в подчинении у воевод. Иногда для охраны привлекали и солдат. Указом от 6 апреля 1722 года для управления лесами в обжитых районах - "в Петербурге, в Москве, в Казани, на Воронеже, на Рязани, во Брянску, в Новогороде, в Смоленске, в Муроме" были созданы специальные органы - вальдмейстерства (от немецкого wald - лес). В подчинении вальдмейстеров находились унтер-вальдмейстеры (их число определялось "по пропорции величества места") и лесные надсмотрщики. Всей службой "для особливаго смотрения и бережения лесов" руководил обер-вальдмейстер "под дирекцией Адмиралтейства" - и этим снова подчеркивается главная задача вальдмейстерств: сбережение ценных лесов для нужд кораблестроения.

Однако вернемся к чрезмерно суровым мерам наказания "ослушников". Свершилась ли по царскому повелению хотя бы одна смертная казнь? "Этот строгий указ, - писал в 1872 году в "Лесном журнале" крупный русский лесовод Н. М. Зобов, - едва ли выполнялся на самом деле, и, вероятно, никто не был казнен за порубку дуба". Именно поэтому никаких конкретных документов о вынесении смертных приговоров за нарушение указа 1703 года обнаружить в архивах не удалось.

Известен лишь следующий случай. В Петербурге, на Адмиралтейской стороне, росла большая березовая роща. И окрестные жители, несмотря на запреты, стали ее рубить. Разгневанный царь, узнав о порубках, велел поймать нарушителей и произвести обыск в их домах. Виновниками оказались не только мещане, но и офицеры, показавшие на допросе, что рубили лес, глядя на других. Взбешенный Петр приказал каждого десятого повесить, а остальных наказать кнутом. Только уcилeнные просьбы императрицы Екатерины смягчили наказание. Смертную казнь заменили ссылкой на галерные работы: рубщиков из мещан - навечно, офицеров - на пять лет, а воеводу Феофилатьева за потворство и слабое охранение лесов, то есть "за преступление против присяжной должности", - на десять.

Но шло время, и наказание за самовольную рубку заповедных лесов смягчалось. Вместо смертной казни "без всякия пощады" и ссылки на каторгу ввели систему штрафов, причем их размер постепенно снижался. Например, в 1719 году за дуб надо было платить 15 рублей, а за прочие деревья по 10, а в 1723 году - "по 5 рублев за пень, и из того числа 2 рубли в казну, а 3 рубли надсмотрщику, кто усмотрит".

ПЕТР I И НУЖДЫ НАРОДНЫЕ

Готовя указ 1703 года о переписи лесов, Петр I, видимо, не учел, что запрет на рубку деревьев, годных для кораблестроения, поставит значительную часть населения в крайне тяжелое положение. Во многих случаях в хозяйстве было не обойтись без лесоматериалов из дуба и других заповедных древесных пород. Исправляя свою ошибку, царь два года спустя подписал указ, по которому "во всех городах и уездах всяких чинов людям и крестьянам" было разрешено "на свои нужды... на сани и на телеги, на оси и на полозья и к большим чанам на обручи рубить заповедныя деревья: дуб, клен, вяз, карагач, лиственницу, а на мельничныя потребы, на пальцы и на шестерни рубить клен всем, кроме засек, без челобитья и безъявочно невозбранно".

Петр очень быстро откликался на жалобы с мест о самоуправстве. Например, некоторые воеводы, вопреки законам, расширяли круг запретительных лесных норм. И с мест поднялась волна многочисленных жалоб. Приведу пример. По указу 1703 года липа, как помним, не входила в число заповедных деревьев. И тем не менее вот что писал Петр в указе от 26 января 1721 года: "Известно Его Величеству учинилось, что надсмотрщики лесов не токмо в рубке той липы, но и лык на лапти драть не дают и с лаптями и с лыки многих берут и приводят в город к Воеводам, и от того уездным людям чинится разорение".

В интересах населения государство, считал Петр, иногда должно вмешиваться в самостийные рыночные отношения. После опустошительного пожара, случившегося в Москве весной 1712 года, лесоторговцы, используя ситуацию, начали взвинчивать цены на лесоматериалы и дрова. И тогда Петр в своем указе запрещает "по случаю пожарного разорения" продавать лес по ценам выше бывших до пожара. "И для досмотра той продажи, - говорится в документе, - выбрать в Ратуше добрых людей два человека, которые в тех лесах и лесных припасах и дровах настоящую цену знали". За нарушение указа "тем продавцам учинено будет наказание и взят штраф немалой".

И еще один любопытный аспект законодательных актов, связанных с лесом. Они учитывали особенности хозяйственного уклада разных народов России. Например, по указу 1722 года калмыкам было разрешено "лес рубить, где они кочуют, кроме дуба, а на нужные им потребы и дуб рубить, токмо с позволения Астраханского губернатора". Вскоре от воеводы Уфимской провинции Бахметьева в Сенат пришло донесение. Он сообщал, что дворяне, посланные им в башкирские селения ознакомить жителей с указом "О заповедных лесах", написали: "Башкирцы и другие иноверцы сказали, что в дубу де и в сосне делают они борти (выдолбленные в деревьях дупла для пчел. - Д. Р. ), с того де они платят в казну ясак, а ильмом кормят скот". Решение Петра последовало незамедлительно. Через три дня, 28 марта 1720 года, вышел указ: "Велено в Уфимской провинции тамошним обывателям запрещения в рубке тех лесов никакого не чинить".

РАЧИТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯИН

Петр I не только берег строевой лес, он думал об экономии деловой древесины и о том, как сократить потери при заготовке леса. В начале ХVIII века единственным инструментом лесоруба оставался топор. Поговорка "Лес рубят - щепки летят" имела вполне реальный смысл: при валке дерева и разделке ствола на бревна в отход уходило не менее 10-15 процентов заготовляемой древесины. Если же вместо топоров пользоваться двуручными пилами, то потери сократятся, и очень значительно. Любопытен в связи с этим указ "О приучении дровосеков к распиловке дров": дрова для Москвы в течение двух лет заготовлять из расчета "девять сажень топоровой рубки, а десятую сажень пилованную, чтобы в те два года всех чинов работные люди в таких древесных пилах изготовились и пилованию дров изучились".

Выискивали и другие способы экономии дров. Например, в степных районах Приазовья Петр велел губернатору Толстому "на топку всемерно искать торфу, дабы было подспорье дровам", а московскому губернатору дал указание, чтобы избы "черепицей и дерном крыли, а не дранью и не тесом". Следующий указ уже напрямую говорит об использовании древесных отходов, образующихся при строительстве судов. Казанский вице-губернатор получил такое распоряжение: "Которые отрубки и сучья есть в остатке от корабельных лесов, тако ж которые впредь оставаться будут, и оные велите отдавать... на дело пушечных колес, на косяки и на спицы; тако ж и на станки пушечные, ежели которые отрубки будут годны".

Петр I прекрасно разбирался в технологических свойствах различных древесных пород. Так, давая указание Демидову об управлении лесами сибирских заводов, особо подчеркивал: при рубке леса оставлять и беречь "кудреватые березы", потому что "сибирская береза для ружейных лож лучше клена".

Ради наибольшего сбережения запасов дуба Петр со свойственной ему неукротимостью не останавливался и перед неординарными мерами. Так, в 1723 году он запретил (последовал указ Сената) хоронить в дубовых гробах - сообщение об этом разослали во все епархии. Запретил он и изготовление долбленых сосновых гробов, их можно было делать "токмо из досок".

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЛЕСОВОД

Дела лесного хозяйства конечно же были на первом месте, но Петр и просто по-человечески любил лес - эту природную красу. Строя Петербург, он старался сохранить лесные массивы, где только можно. Деревья рубили лишь там, где намечалось строительство домов, на улицах же и перед зданиями надлежало оставлять небольшие рощицы.

Больше всего любил царь могучие дубы. "Дабы подать народу пример об сбережении дубового лесу, - писал собиратель воспоминаний о Петре Великом Якоб Штелин, - Государь приказал примеченные им в Кронштадте два старых дуба оградить, поставить подле оных круглый стол и места для сидения. Летом, приезжая туда, часто сиживал там с кронштадтскими командирами и корабельными мастерами". Петр "публично благодарил корабельных мастеров и морских офицеров, - свидетельствует Штелин, - которые сажали в садах своих в Петербурге дубы, и, увидев то в первый раз, целовал их в лоб".

По Петергофской дороге Петр выбрал участок длиной 200 и шириной 50 шагов и засадил его желудями. Как вспоминает Нартов, во время посадки "Государь, приметив, что один из стоящих тут знатных особ трудам его улыбнулся, оборотясь к нему, гневно промолвил: "Понимаю! Ты мнишь, не доживу я матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтобы, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, пользе государства впредь".

"Изволь постараться, - писал Петр I в 1717 году азовскому губернатору Толстому, - чтобы на Таганроге в удобных местах (а лучше за городом) насадить рощи дубового или хотя иного какого дерева, привезши с Дону немалое число маленьких деревьев в осень по листопаде, также подале от города в удобных же местах несколько десятин посадить желудков для лесу же".

"Инструкция обер-вальд-мейстеру", утвержденная Петром Великим 3 декабря 1723 года, - важнейший документ, обобщавший и уточнявший многие ранее изданные указы. Правильнее назвать этот документ первым в России Лесным кодексом - так широко он охватывал самые разные стороны дела: от правил пользования лесом, его возобновления и до "отпуска за море мачтовых лесов", то есть регламентации экспорта лесоматериалов.

В инструкции речь идет и о природоохранных делах, к сожалению, злободневных и в наши дни. Так, пункт "О бережении рощей и лесов от пожара и других напрасных трат" требовал: "Огня ни под какими деревьями стоячими и лежачими ближе двух сажен отнюдь не раскладывать, также в боровых местах проезжим, когда случится огонь раскласть, то оной не затуша отнюдь не оставлять... равным же образом и в степных местах во всякое время, кроме зимы, в котором месте случится огонь раскласть, тут траву обкашивать или обрезывать, и не затуша огня не оставлять же..."

Был в этой инструкции и такой замечательный пункт, который впервые в отечественной литературе излагает идею организации непрерывного пользования лесом. Для этого обязывали делить лесные угодья, приписанные к горным заводам, на 25-30 участков и вести лесозаготовки с таким расчетом, чтобы каждый из них "погодно рубить и рубя... лесной порослью запускать и уже отнюдь в тех местах недорослаго не рубить, дабы покамест последний (участок. - Д. Р. ) вырубят, к тому ж времени первый поспеет". Председатель Лесного общества В. Т. Собичевский, выступая 2 марта 1896 года на торжественном заседании по случаю 25-летия общества, охарактеризовал Петра Великого как "первого русского древовода и лесовода" - так огромна была его роль в организации лесного дела в России.