Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №1 выпуска №41 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.12.1984 N 350/23-45
(В редакции Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.09.1986 N 335/20-98, Минтруда РФ от 21.11.1994 N 71)

Клейщик бумаги, картона и изделий из них

§ 89. Клейщик бумаги, картона и изделий из них 1-го разряда

Характеристика работ . Склеивание пакетов, мешков, футляров, конвертов и других изделий массового производства. Роспуск и нанесение клея на детали, изделия из бумаги, картона, фольги и других материалов. Разборка, сортировка расслоя картона по сортам и его склейка. Контроль качества склейки и проклейки изделий.

Должен знать: правила склеивания картона, бумаги, ротопленки, восковки; требования, предъявляемые к качеству склейки изделий.

§ 90. Клейщик бумаги, картона и изделий из них 2-го разряда

Характеристика работ . Проклейка листовой бумаги, картона, вспомогательных и декоративных материалов на клеильно-мазальной машине и вручную. Наклейка потали на картон. Сушка, протирка и укладка картона в пачки. Наклейка поясков на цилиндр ровничной катушки на опрессовочной машине. Свивка сегментов в манжеты на болванках. Регулирование работы машины и наблюдение за чистотой нанесения клея. Подгонка восковки и ротопленки к подкладке, приутюживание расплавленным парафином, а ротопленки - клеем. Предварительная отсортировка непригодных по техническим условиям листов. Счет листов и укладка их в коробки.

Должен знать: устройство и правила обслуживания клеильно-мазальной машины; технологический режим проклейки и склейки; рецептуру, виды и назначение клеев.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Клейщик бумаги, картона и изделий из них » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция клейщика бумаги, картона и изделий из них, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.

План изучения темы:

7.1 Наклеивание как технологическая операция.

7.2 Р азновидности клея для бумаги и картона. Правила работы с клеем.

7.3 Приемы выполнения работ по склеиванию бумаги, картона.

7.4 Аппликация из бумаги как художественная техника. Цветовое и композиционное решение в аппликационных работах.

Вопросы для самоконтроля:

    Дайте определение операции «наклеивание».

    Какие разновидности клея бывают? Назовите достоинства и недостатки различных клеев. Какой клей используется младшими школьниками для склеивания деталей из бумаги и картона? Как приготовить клей для бумаги из крахмала или муки? Перечислите основные инструменты и приспособления для работы с клеем. Назовите правила аккуратной и безопасной работы с клеем .

    Охарактеризуйте приемы выполнения работ по склеиванию: намазывание склеиваемых поверхностей клеевыми составами; высушивание склеенных изделий. Что такое «коробление»? Каковы причины появления морщин на поверхности бумажных изделий при склеивании ? Опишите приемы оклеивания картона цветной бумагой .

    Что такое «аппликация»? Какие требования предъявляются к аппликации? Как рационально организовать рабочее место при выполнении аппликационных работ? В какой последовательности изготавливается аппликация ?

    Охарактеризуйте основные операции при изготовлении аппликаций (разметка, резание, обрывание, сгибание, склеивание); а также частные способы обработки бумаги (разрывание и сминание).

    Что такое «композиция»? В каких значениях может употребляться этот термин? Дайте определения таким выразительным средствам композиции, как симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, ритм, пропорции, колорит. Какими способами можно передать перспективу в изображении ?

    Охарактеризуйте составляющие композиционного решения при изготовлении аппликации (форма, размер фигур, симметрия, ритм). Что значит «правильно закомпоновать аппликацию»? Какие композиционные навыки отрабатываются в 1 классе при изготовлении сюжетной аппликации ?

    Какие элементарные представления о выразительности цвета формируются в 1 классе? Как эти представления развиваются в последующих классах ? Охарактеризуйте составляющие цветового решения при изготовлении аппликации (ритм, выразительность, декоративность). Как подобрать цвета для аппликации ?

При ответе используйте материалы задания 2.

Задания:

    Подберите виды работ для младших школьников с нетрадиционным использованием клея ПВА .

    Подготовьте письменное сообщение «Структура цветового круга. Правила сочетания цветов» .

    Акварельными красками выполните цветную схему «Сочетание двух и трех цветов в круге из двенадцати цветов» . Выпишите цвета по группам: основные, составные, теплые, холодные, хроматические, ахроматические.

    Творческое задание. Изготовьте объёмную маску из бумаги и картона. Подготовьте письменное сообщение «Из истории маски».

Литература:

    Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 26-29, 111-126.

    Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.- метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – С. 30-33, 47.

    Касабуцкий, Н.И. Дидактические материалы по изобразительному искусству (1-6 кл.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Касабуцкий. – М.: Беларусь, 2007. – С. 35-37, 40-43.

    Касабуцкий, Н.И. Композиция: учеб.-метод. пособие / Н.И. Касабуцкий. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. – 68 с.

    Никодели, Г.Б. Техника живописи / Пер. Г. Семеновой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 8-10.

    Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 44-45, 59-63, 65.

    Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

    Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 23-34.

    Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. – М.: Просвещение, 1983. - С. 58-67.

    Щемель, Т.Н. Мастерим с фантазией. Нетрадиционное использование клея ПВА в детском творчестве / Т.Н. Щемель // Пачатковая школа. – 2011. - №4. – С. 71-72.

Складывание и сгибание бумаги и картона.

Сгибание бумаги:

сгибание по надрезам;

выглаживание специальной гладилкой.

Сгибание картона:

намётка сгибов графитным карандашом;

надрезание сгибов по линейке с помощью ножа-резака;

сгибание по надрезам, чтобы сделанные надрезы оказались с внешней стороны рёбер;

оклеивание рёбер для прочности бумагой (если требуется).

Возможно при сгибании тонкого картона или плотной бумаги, вместо надрезания материала по линиям сгиба, ограничиться продавливанием этих линий. Для этого по каждой линии сгиба, с внутренней стороны будущего ребра, с нажимом провести ребром гладилки или обушком клинка ножа и согнуть.

Сгибание в процессе изготовления коробок, футляров, моделей геометрических тел, макетов и т. п. Демонстрация образцов.

Резка бумаги и картона

Инструменты:

ножницы, нож-резак, подрезная доска, металлические линейки разных размеров, графитный карандаш.

Резка бумаги и картона по прямым линиям ножом-резаком:

нанесение меток резки графитным карандашом;

расположение бумаги на подрезной доске лицевой стороной вниз;

линейку возможно сильнее прижать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено;

рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка для нажима на нож в процессе работы;

клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам ножницами:

нанесение меток резки графитным карандашом, применение шаблонов и лекал (если нужно);

резка небольшим участком;

концы ножниц разводятся широко;

вырезаемая деталь располагается слева от ножниц, а линия реза проходит по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом;

листы бумаги, чтобы они не смещались, скрепить по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Складывание бумаги при резке ножницами:

при массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе;

если деталь имеет ось симметрии, то бумагу сложить пополам, вычертить на ней половину детали так, чтобы о Наклеивание бумаги.

Правила наклеивания бумаги:

намазывать клеем всегда нужно наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание;

смазать клеем и некоторое время подержать чтобы бумага намокла и набухла;

при склеивании двух деталей из бумаги или картона намазывать клеем более тонкий материал;

при соединении «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества смазывать клеем обе кромки;

при намазывании бумаги клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги;

намазываемый лист или деталь придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места.

Способ смазывания клеем узких полосок «от доски».сь симметрии совпала с линией сгиба, вырезать и распрямить.

Склеивание деталей:

после укладки смазанной клеем детали на место приклеивания прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони от середины к краям по направлению волокон, положить под пресс до окончания приклеивания.

Что нужно учитывать при составлении шрифтовой композиции текста? Основные факторы шрифтовой композиции.

При выполнении шрифтовой работы художник продумывает общий формат текста, длину и высоту строк, цвет фона и букв. Всегда надо помнить, что удобочитаемость шрифта обязательна как для короткой надписи, так и для длинной. Не только начертания букв, но и способы их композиционно-ритмического объединения в строке обладают эмоциональной выразительностью. Например, для передачи движения применяется диагональное расположение строки, повествования - горизонтальное. Творческий замысел и оригинальное решение композиции делают информацию запоминающейся. Шрифтовая композиция может содержать орнаменты или простые рисунки, которые дополняют текст. Например, в качестве информации о профиле магазина используют эмблемы предприятий торговли.

При составлении шрифтовой композиции необходимо учитывать следующее:

1) Шрифт, которым будет оформляться содержание текста ;

2) Компоновку текста на заданном формате ;

3) Размер шрифта и расположение букв в словах .

При написании шрифтовой композиции текста существует правило: главное выделяется наиболее выразительно; все остальное дополняет главное, так чтобы в целом получилось законченное композиционное целое.

Буклет - несброшюрованное и непереплетённое, а многократно или однократно сфальцованное (сложенное) печатное издание. Может иметь различные размеры и варианты фальцовки, но в развёрнутом состоянии его размер не должен превышать размера стандартного типографского печатного листа; Не имеет соединяющих элементов (пружин, клея, скрепок, ниток, скобок и т.д.). Читается как сфальцованным, так и разложенным.

Создание буклетов необходимо при проведении рекламной компании фирмы, политических и общественных мероприятиях. Главная задача буклета - при ограниченном размере издания донести до читателя максимальную информацию о фирме.

Виды разработки буклета, в зависимости от задач:

тематическая; информационная; информационно-иллюстративная; общественно-политическая; иллюстративная; рекламная.

Размер буклета разный:

Лифлет (буклет, вмещающийся в коверт);

Проспект (отпечатанный на листе большого формата) и т.д.

Буклеты могут и издаваться в комплекте с электронными каталогами на CD/DVD или с электронными презентациями компании.

При изготовлении буклета могут использоваться вырубка, высечка, выборочная лакировка, особый сорт бумаги или картона и т.д.

При создании буклета надо учитывать тематическая направленность издания и стиль фирмы. При проведении рекламной компании и наличии других рекламных продуктов (каталогов, проспектов, диспенсеров, листовок, CD/DVD и т.д.) в создании буклета необходимо выдерживать общий стиль оформления.

При разработке буклета его создатели должны подобрать иллюстративный и текстовой материал максимально полно отражающие тематику издания.

Оформление фирменного буклета, текст, иллюстрации в краткой и доступной форме должны представить содержимое издания до читателя.

Элементы фирменного оформления буклета: логотип; стиль; шрифт.

Этапы создания буклета: разработка дизайна макета; обработка иллюстраций; вёрстка; подготовка к печати.

Дополнительные отделочные операции при печати буклета:

УФ-лакирование; вырубка; тиснение фольгой; блинт; конгрев; печать пантонными красками.

Стиль разработки оформления буклета может быть выполнен как в классическом оформлении так и в оригинальном с использованием различных полиграфических материалов.

Печать буклетов производится на мелованой или офсетной бумаге из листа формата А4 (297х210 мм) или А3 (420х297 мм), с 1, 2 и более фальцами (сгибами).

Печать полноцветная с двух сторон (4+4). Плотность бумаги для печати буклета выбирается от 115 до 300 г/м. Для буклетов, предназначенных для особых случаев, применяется плотная бумага или картон с использованием вырубки и высечки.

Способы печати буклетов:

офсетный;

Цифровой.

При изготовлении буклетов офсетным способом обеспечивается наилучшее качество полиграфии. Тираж может быть разный (от 100 штук, офсет от 200 штук).

Лифлет - лист формата А4 с двумя фальцами (сгибами).

Склеивание бумаги и картона

Клеи для склеивания бумаги называют конторскими. Лучшие из них прочные, бесцветные и не вызывающие коробления - это "СК-1", "СИН-ТЕКС", "АДГЕЗИН", "ОРТОФИКС", "СИНТЕТИЧЕСКИЙ ДЛЯ БУМАГИ" и ряд клеев на основе поливинилацетатной эмульсии, например клей "СИНТЕТИЧЕСКИЙ". Широко используются и другие конторские (или канцелярские) клеи. Наименее удачными следует признать клеи на основе жидкого стекла - силикатные (их выпускается несколько марок). Бумага от них коробится, склеенное место впоследствии желтеет. Универсальные клеи "АГО", "КИТТИФИКС", "МЁКОЛ" также хорошо склеивают бумагу.

Для того чтобы наклеивать фотографии в альбомы, очень удобен резиновый клей. Наклеенные с помощью резинового клея фотографии не коробятся, при необходимости их легко отделить от толстой бумаги, а остатки клея удалить обычным ластиком.

Все перечисленные клеи упакованы либо в тубы, либо во флаконы, которые иногда снабжены капельными носиками или кисточками для равномерного распределения клея по бумаге. Выпускается клей и в более удобной упаковке - карандаш (на основе сополимера винилпиролидона и винилацетата), несколько напоминающий по форме губную помаду. Чтобы карандаш не высыхал, в перерывах между пользованием его надо обязательно закрывать крышкой.

Если не требуется, чтобы клей быстро схватывался, то бумагу можно клеить и универсальными клеями на основе поливинилацетатной эмульсии - "СИНТЕТИЧЕСКИМ ДЛЯ БЫТА", "ПОЛИВИНИ Л АЦЕТАТНЫМ", "ПВА", "ПВА-А", "ПВА-Б", "ЭПВА".

Все жидкие клеи наносят на один из склеиваемых листов бумаги, накладывают другой лист и прижимают рукой. Продолжительность отверждения (схватывания) 3-5 мин. Карандашом также промазывают один лист, а затем накладывают второй.

Для склеивания бумаги с другими материалами применяют следующие клеи:

С картоном-"СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "СК-1", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ" и другие казеиновые клеи, "КЛЕЙ ДЕКСТРИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ", "АДГЕЗИИ", "АГО", "ЕГА" и др.;

С фанерой или деревом - "СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ", "СК-1", "АГО" и "ЕГА";

Со стеклом - "СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ" (нельзя применять силикатный) ;

СКЛЕИВАНИЕ БУМАГИ И КАРТОНА

Лучшие из них - бесцветные прочные и не вызывающие коробления - «Синтекс», «Ортофикс», «Синтетический для бумаги», «Синтетический» и ряд клеев на основе поливинилацетатной эмульсии. Распространение получили клеи на основе жидкого стекла «ХКС» и «Силикатный», хотя они имеют серьезный недостаток: клеевой шов коробится и желтеет. Они не пригодны для наклеивания бумаги на стекло. Хорошо склеивают бумагу универсальные клеи «АГО», «Киттификс», «Мекол».

Для того чтобы наклеить фотографии в альбом, очень удобен резиновый клей. Наклеенные с его помощью фотографии не коробятся, при необходимости их легко отделить от толстой бумаги, а остатки клея удалить обычным ластиком.

Если не требуется, чтобы клей быстро схватывался, то бумагу можно клеить и универсальными клеями «Синтетическим для быта», «ПВА», «ПВА-А», «ПВА-М», «ЭПВА». Для склеивания бумаги с другими материалами применяют следующие клеи:

с картоном: «Синтетический», «Клей казеиновый конторский» и другие казеиновые клеи, «АГО», «ЕГА» и др.;

с фанерой или деревом: «Синтетический», «Клей казеиновый конторский», «АГО» и «ЕГА»;

со стеклом: «Синтетический», «Клей казеиновый конторский»;

с металлом: «Синтетический»;

с кожей: «Синтетический», «АГО», «ЕГА»;

с тканью: «Синтетический».

Когда бумагу склеивают с картоном, жестью, стеклом с фанерой, достаточно смазать клеем одну из поверхностей, наложить на другую и выдержать 15 минут, чтобы произошло затвердение клея. Если же бумагу склеивают с тканью, рекомендуется смазать клеем обе поверхности и положить на шов груз.

Из книги Самоделкин для мальчиков автора Бебнева Юлия Владимировна

Поделки из картона Картон является достаточно удобным материалом для самых разнообразных поделок Для того чтобы смастерить что-нибудь из него, тебе понадобится немного времени и некоторые дополнительные

Из книги Как построить сельский дом автора Шепелев Александр Михайлович

Домик из картона Сделать домик из картона несложно. Для этого тебе понадобятся большая картонная коробка, например от телевизора или стиральной машины, несколько листов идентичного картона, клей ПВА (можно выбрать и любой другой, который хорошо схватывает картон),

Из книги Рецептура радиолюбителя (Консультация центрального радиоклуба) автора Горащенко (Составитель) И.

СКЛЕИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ Для склеивания деталей применяют костный, мездровый и казеиновый клей.Костный и мездровый клей изготовляют в виде плиток или крупы, а также в жидком виде. Употребляют только в горячем виде, поэтому его вначале варят на пару в клеянке, состоящей из

Из книги Букеты. Искусственные цветы автора Онищенко Леонид

I. СКЛЕИВАНИЕ В радиолюбительской практике сплошь и рядом возникает необходимость склеивать самые разнообразные предметы: бумагу, картон, кожу, материю, металл, керамику, дерево, пластмассу, стекло и т. д.Для склеивания наиболее пригодны столярный и казеиновый клей, но

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

Из книги Мебель своими руками автора Онищенко Владимир

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

Из книги Практичные самоделки для дачи своими руками автора Коллектив авторов

Из книги Как сделать деревенский дом уютным и комфортным автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Плетение из газет автора Егорова Ирина Владимировна