Резьба по дереву - это особый вид художественной обработки древесины, позволяющий превратить ничем не примечательную заготовку в великолепную картину или тончайшее деревянное кружево.

Этот народный промысел появился на Руси очень давно. Наши предки чтили деревья и использовали древесину не только как строительный материал и дрова для обогрева помещений, но и в качестве сырья для изготовления домашней утвари, создания украшений для внутреннего убранства домов, их отделки снаружи.

До появления на Руси христианства дома украшали деревянной резьбой с языческими сюжетами. Часто можно было встретить символ солнца, а также изображения животных и птиц. Позже сюжеты стали разнообразнее, а накопленный опыт позволил создавать более сложные и богатые резные украшения.

Сегодня условно выделяется целых пять типов резьбы по дереву:

  • сквозную резьбу, к которой относят работы, выполненные пропильным и прорезным способами, в том числе ажурную резьбу, имеющую рельефный орнамент;
  • глухую резьбу, включающую все разновидности плосковыемчатой и рельефной резьбы;
  • скульптурную резьбу;
  • домовую резьбу, которая является сочетанием всех перечисленных выше видов резьбы;
  • и даже резьбу бензопилой, чаще всего скульптурную, которая выполняется исключительно этим современным инструментом.

Каким бы видом резьбы по дереву не занимался мастер, первоначально он всегда тщательно выбирает и подготавливает древесину для работы. Только грамотно проделанные предварительные этапы - заготовка и сушка дерева - позволяют получить желаемые результаты и избавляют от проблем при работе.

Породы дерева, подходящие для резьбы


Опытные мастера знают, что для резных украшений, которые будут находиться на открытом воздухе, наилучшим образом подходит древесина хвойных пород.

Дело в том, что в ней содержится смола, естественным образом защищающая изделие от гниения. Именно поэтому для карнизов, оконных, дверных наличников и экстерьерных скульптур используют древесину ели, сосны, пихты, лиственницы, псевдотсуги, тисового дерева и кедра.

Конечно, несмотря на природную защиту, резные украшения из этих пород тоже нужно пропитывать олифой или красить, это многократно продлит срок их службы.

Для украшения домашней утвари, создания мебели, рам, картин, сувениров и поделок лучше использовать древесину лиственных пород, имеющих мелковолокнистую структуру. Идеальными вариантами являются липа, береза, дуб и фруктовые сорта. Единственным условием, делающим древесину этих деревьев непригодной для использования, является наличие большого количества сучков. Такой материал не годится для резьбы.

Подготовка древесины

Началом подготовительного этапа является срубка дерева, но нужно сразу настроиться на то, что должно пройти еще много времени пока из сваленного дерева получится задуманное украшение. Самый долговременный процесс этапа подготовки материала - сушка дерева. От качества проведения сушки зависит конечный результат всей работы: чем тщательнее она проведена, тем легче мастеру будет работать с заготовкой и тем красивее и долговечнее выйдет изделие.

Заготавливать древесину лучше всего в конце осени или зимой, в этот период в дереве наименьшее количество влаги, значит, материал высохнет быстрее. В старину отношение к дереву было особенно трепетное и бережное, поэтому к подготовке материала всегда подходили тщательно и без спешки. Предпочтение чаще всего отдавали естественной сушке, технология проведения которой не изменилась по сей день.


Для естественной сушки бревна укладывают в штабеля и накрывают навесом. В таком положении они остаются как минимум год. Материал, предназначенный специально для резьбы, распиливают на чурки до 1,5 метров и складывают в сухом помещении, где нет сквозняков. Чаще всего для таких нужд используют хорошо вентилируемое подсобное помещение. В нем заготовки хранятся год-полтора, за это время они, как правило, успевают просохнуть до требуемой влажности 8-10%.

Ничего не мешает современным мастерам сушить древесину естественным методом, кроме нетерпения и желания быстрее приступить к работе. Такие стремления способствовали разработке ускоренных методов сушки, таких как:

  • вываривание заготовок;
  • интенсивная сухая сушка.

Что лучше вываривать или сушить древесину?


Народные умельцы перед сушкой вываривают заготовку в кипятке на протяжении нескольких часов. При этом происходит растворение и удаление внутриклеточной влаги, после чего древесина сохнет быстрее. Практическими экспериментами было доказано, что вываривание в соленой воде или последующая натирка заготовки солью крупного помола еще сильнее ускоряет последующую сушку. В зависимости от вида древесины, заготовка может высохнуть за время от нескольких дней до двух недель.

Метод вываривания хорош также тем, что позволяет экспериментировать с цветом древесины. Например, добавление в воду коры ольхи позволяет придать заготовке кофейно-коричневый цвет.

Метод неплох, но имеет существенный недостаток - он не подходит для больших объемов материала. Если мастер хочет украсить весь дом, выварить древесину для такой масштабной работы будет непросто.

Небольшие заготовки можно сушить и на простой батарее центрального отопления, а летом - на солнце, предварительно завернув их в газетную бумагу и полиэтилен. Менять бумагу нужно раз в несколько дней до тех пор, пока она не престанет впитывать влагу, а на полиэтилене не будет образовывать конденсат.

Но если речь идет о большом количестве заготовок, для их сушки лучше всего применять современные инфракрасные кассеты. Они просты в применении, не требуют постоянного контроля мастера и экономичны в плане потребления электрической энергии.

Использовать инфракрасные сушилки можно и в помещении, и на улице. А по срокам сушки они лидируют среди всех вышеперечисленных методов.

Резьба по дереву – декоративное искусство, при помощи которого вы не только сможете скоротать длинные зимние вечера, когда большинству жителей загородных домов нечем заняться, кроме просмотра изрядно надоевшего телевизора, но и извлечь пользу, к весне смастерив отличные наличники для украшения окон или резные карнизы.

Ведь инструмент мастера способен превратить обычную неоструганную доску или неотесанное полено в настоящее произведение искусства. Однако, чтобы результат ваших трудов вас не разочаровал, одного умения мало. Нужно еще суметь правильно подобрать дерево для резьбы, так как не каждая порода пригодна для использования под художественную резьбу. Прежде всего, значение имеет плотность древесины, степень прямоты волокон, твердость, ну и конечно же, цвет. Вот о том, какое дерево подойдет для резьбы, мы и поговорим сегодня.



Наиболее часто при резьбе используются лиственные породы древесины: липа, ольха, осина и некоторые другие. Хвойные породы для этого слишком мягкие, хотя некоторые их виды все-таки иногда пускаются в дело. Если нужно получить особую текстуру изделия или цвет, который не могут дать лиственные породы. В этих случаях употребляют кедр, сосну, пихту, лиственницу и тис.

И все-таки наибольшей популярностью у резчиков по дереву пользуется липа. Несмотря на свою твердость, она очень хорошо поддается обработке при помощи резца, а характерная только для нее тонковолокнистая структура древесины позволяет при соответствующем уровне умения выполнять очень тонкий узор и сложный рисунок. Привлекает так же резчиков ровный белый цвет липовых заготовок.

Древесина осины имеет очень однородную структуру, но для художественной резьбы ее используют редко, так как ей характерен хоть и слабый, но очень стойкий к внешним воздействиям зеленоватый оттенок, способный испортить любое резное украшение. Поэтому чаще осину используют как материал для изготовления мелкой кухонной утвари – ложек, например, или деревянных мисок.

А вот ольха, в отличие от осины, для резьбы подойдет, да и к тому же она довольно охотно меняет свой цвет, причем резчику для этого не приходится даже применять каких-то усилий. Свежесрубленная ольха имеет ровный белый цвет, но, если ее оставить на открытом воздухе на совсем непродолжительное время, она сразу же покраснеет.

В дальнейшем древесина ольхи начнет терять насыщенность цвета. Это будет происходить до тех пор, пока заготовка не станет бледно розовой. Благодаря этому необычному свойству ольха издавна заслужила звание дерево-хамелеон. Опытные мастера с удовольствием используют эту особенность ольхи, так как вовремя изолировав заготовку, можно получить желаемый цвет древесины, идеально подходящий для задуманного узора.

Береза обладает белым цветом с желтоватым оттенком и однородной, вязкой структурой. Такой же цвет характерен и для кленовой древесины, но она отличается еще и очень красивой текстурой, а также повышенной твердостью, благодаря чему изделия из нее получаются очень прочными.

В старину кленовые ложки ценились гораздо дороже березовых, липовых и даже осиновых. Кроме того из клена изготавливали отличные столешницы, края которых обрабатывали резцом и придавали им необычайно красивый вид. Так же очень прочная порода древесины – дуб. Это идеальный материал для изготовления посуды, мелкой утвари, а также крупных вещей, например, сундуков, внешняя поверхность которого может быть украшена изящной резьбой.

Для резьбы по дереву используется не только сама древесина. Очень часто мастера берут в работу так называемые капы и сувели.

Кап или, как еще говорят, капо-корень, – это характерный нарост на стволе дерева, который чаще всего встречается в его прикорневой части. Кап обладает практически такой же плотностью, что и основная часть древесного ствола, но при этом текстура его гораздо более разнообразна, часто в ней встречаются очень причудливые вкрапления.

Сувель – это своеобразный нарост, охватывающий ствол дерева по всей окружности. При его снятии нужно соблюдать крайнюю осторожность, что бы не нарушить структуру. Но результат, безусловно того стоит, так как в сечении сувель имеет невообразимо прекрасную изогнутую текстуру.

В этой статье рассмотрен вопрос, который обычно стоит перед начинающим резчиком: где взять и какую использовать древесину для резьбы? Хочется сразу сказать, что пойти и купить любую нужную заготовку в настоящее время по-прежнему невозможно. Тем не менее решение этого вопроса не является столь сложным, только беспокоиться о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда предоставилась такая возможность. Даже обычную древесину - ель, сосну , березу , бук - лучше запасать заранее, дать ей возможность высохнуть, проверить на растрескивание, коробление. Более надежное дерево старое, выдержанное, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев. Источником для него могут быть детали разрушенных домов, выброшенная мебель, буковые планки паркетного пола и т. д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в том числе и фруктовые, также объект внимания резчика.

Очень легко добываются небольшие заготовки - в многочисленных фирмах торгующих паркетом. Паркетная дощечка продаётся любых размеров и с очень хорошим выбором сортов древесины, в том числе и красного и черного дерева. Имеются, хотя и в меньшем количестве, фирмы, продающие отделочные доски из этих сортов древесины.

Кроме того существуют нетрадиционные источники приобретения заготовок для резьбы. Так например упаковка многих крупногабаритных товаров из южных стран сделана из красного дерева. Кухонные доски из красного дерева можно купить в хозяйственном магазине. Иногда можно приобрести или поменять материал у знакомых резчиков. Чертежные доски из липы, без сучков и достаточно однородные, продаются иногда в магазинах. Интересным источником ценных заготовок являются некоторые мебельные комбинаты, продающие обрезки древесины. Причем нередко эти обрезки представляют собой куски красного дерева (от комлевой части) в несколько десятков килограммов весом. Цены при этом весьма умеренные, поскольку продаётся эта древесина на дрова.

Такие запасы древесины приобретаются не сразу, но поскольку и работа по резьбе - процесс медленный, то нужная древесина практически всегда будет под рукой. На первых же порах начинающему резчику можно воспользоваться теми советами, которые приведены при описании первых поделок.

Отметим также, что нельзя указать на конкретный сорт древесины как самый лучший для начинающего резчика. Например бытующее мнение о том, что липа больше всего годится для резьбы, так как она «легко режется», не всегда верное. Легкость срезания древесины липы, ее мягкость являются отрицательными качествами для начинающего резчика: не имея практики в резьбе, он неосторожным движением может быстро испортить («поранить») поделку, чего нельзя сделать с твердой древесиной, хотя при резьбе ее физических усилий приходится прилагать больше. Липа требует особо острых инструментов именно из-за своей мягкости, иначе она не режется, а мнется (в некоторых местах), что также не хорошо для начинающего резчика. Липа подходит для резчика-профессионала, когда он, виртуозно владея ножом (например, богородские резчики), быстро и без больших усилий придает деревянной чурке контуры будущей поделки. Выбор сорта древесины для резчика так же важен, как и вопрос о материале вообще в прикладном искусстве (об этом будет подробнее сказано дальше): одним образом реализуется художественная форма в мраморе, по-другому - в граните и совершенно по-иному - в дереве. Такое же внимание надо уделять и отдельным сортам дерева: светлая и однотонная древесина подойдет, например, для скульптуры лица, портрета (темная однотонная древесина в этом случае менее выразительна): для тонкой ажурной резьбы также лучше иметь однотонную древесину; а ель или сосна, имеющие ярко выраженный полосатый рисунок древесины, т. е. текстуру древесины, могут быть использованы для поделок с крупными элементами рисунка или резьбе прорезной, где контуры вырезанных элементов являются определяющими в орнаменте. В некоторых сюжетах полосатая текстура хвойного дерева способствует выявлению сюжета или вносит в резьбу оригинальность. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих разделах. Также мы учитываем при выборе древесины се твердость или мягкость, свилеватость или способность легко колоться, устойчивость к влаге или набухание и коробление от воды и т. д.- качества, которые в одних случаях будут положительными, в других - отрицательными.

Поэтому выбор сорта древесины, источник ее приобретения обдумываются одновременно с сюжетом резьбы и с технологией его выполнения. Удачно выбранный сорт древесины - это начало успеха в работе. Здесь нельзя применять поспешных решений, тем более что весь процесс резьбы может длиться неделями, иногда месяцами, а то и более года.

Начинающему резчику следует обратить внимание на то, что эстетическая ценность поделки, качество ее выполнения, находится в прямой зависимости и от выбора материала для резьбы, и от творческого замысла резчика, т. е. с первых шагов в работе указанные задачи взаимосвязаны. Проследим цепочку этой взаимосвязи.

Резчик будет более свободен в выборе материала, если владеет различными приемами техники и технологии в резьбе: может сращивать древесину в более крупный кусок с незаметными швами; может изготовить изделие сборным, монтировать из отдельных резных кусков одной и той же или различных пород древесины; может приготовить сам искусственную декоративную древесину для поделки; может использовать в резьбе (особенно в скульптуре лица) однородную формовочную массу на базе древесных опилок; может сочетать резьбу с облицовкой мозаичным набором из различных пород дерева: может тонировать древесину; может резать по сухой или сырой древесине. Это, в свою очередь, расковывает резчика в выборе темы, сюжета для резьбы или, как говорят, создаются в таком случае благоприятные условия для примата содержания, когда содержание определяет художественную форму, а не наоборот: цилиндрическая форма деревянной чурки диктует возможную художественную форму поделки, под которую, в свою очередь, подгоняется сюжет.

Вышесказанное заставляет более серьезно подходить к первой стадии работы самодеятельного мастера, которая предшествует непосредственно процессу резьбы,- к обдумыванию и вынашиванию замысла, сюжета и к пути его реализации. Именно на этой стадии и решается успех дела. Удачная реализация задуманной резьбовой поделки как раз и определяется хорошо продуманным до мелочей процессом работы от начала и до конца. Все это вносит в резьбу по дереву тот спортивный интерес, иногда азарт, заставляющий резчика выкраивать для работы каждый свободный час. И думать: «Что же, интересно, получится? Так ли, как я думал, как представляю?» Тот же интерес заставляет ломать голову над поиском решения какой-либо возникшей проблемы в резьбе, в монтаже, в композиции, которые требуют то конструкции нового инструмента, то какого-либо приспособления.

Неудачно выполненное деревянное резьбовое изделие уже не переделаешь. Все переделки и варианты должны быть продуманы предварительно (в замыслах, в рисунке, в пластилине), и для резьбы оставлен единственный, самый лучший вариант.

Чем больше опыт резчика, тем точнее совпадение замысла с полученным результатом. И этот уровень будет достигнут тем быстрее, чем серьезнее отношение резчика к своей поделке. Надо подходить к каждой своей работе, как к экзамену, где требуется раскрыть все свое умение, расценивать каждый объект художественной поделки как поле для приложения мастерства на самом высшем уровне своих способностей, считать, что именно эта поделка будет самой лучшей. И при выполнении последовательных операций в резьбе стараться также каждую последующую операцию сделать лучше предыдущей. Вот тогда будет и качество, и художественный уровень, а не размножение количества поделок. Вот тогда будет и рост художественного мастерства.

Резьбовое изделие, выполненное с любовью, когда в него вложено максимум терпения, поиска и труда, доставит впоследствии самому мастеру большое удовлетворение. Такая же реакция, как правило, бывает и у зрителя на соответствующие резные изделия. А если поделка выполнена наспех, поскорее, «чтобы закончить», из первой попавшейся древесины, то она может оказаться предметом разочарования и укором на долгие годы.

Итак, сорт древесины выбран, технология резьбы продумана, сюжет определен. Рассмотрим пригодность древесины с технической стороны, ее механические и физические свойства. В первую очередь она должна быть сухой, без сучков и, по возможности, без трещин. Хотя с трещинами на неответственных местах еще можно справиться, о чем будет сказано ниже, сучок же можно обыграть только вставкой вместо него какой-либо детали резьбы из того же куска дерева и с соблюдением такого же направления волокон древесины, как и в окружающем поле детали.

Заметим, что в некоторых случаях декора, решенных крупными полированными плоскостями, свилеватые переплетения слоев древесины вокруг сучков, дающие интересный рисунок, специально обыгрываются, даже выделяются. Иногда для этой цели используется и сам сучок. В некоторых случаях можно резать и из сырого (не высушенного) дерева, но тогда надо уметь ликвидировать отрицательные последствия высыхающей в процессе резьбы древесины. Умение работать с сырой древесиной позволяет выполнить такие технически сложные поделки (сырая древесина режется значительно легче сухой), какие из сухого дерева сделать вообще невозможно. Далее будет подробно рассказано и о сушке древесины, как обычной, в естественных условиях, так и ускоренной, когда сухой древесины в наличии нет, а условия не позволяют ждать ее выдержки.

Важно обратить внимание резчика на то, что существуют два вида влажности древесины: органическая, или внутриклеточная, и внешняя - дождевая. Органическая жидкость может быть удалена при естественной сушке только в течение нескольких лет, а внешняя - за несколько часов. Даже полностью набухшая от дождя доска высохнет в течение не более суток. Отметим в связи с этим, что древесина, спиленная зимой, обладает значительно меньшей органической влажностью; соответственно, она суше (иногда в 2 раза) и тверже весенней или летней. И конечно, наиболее благоприятна для резчика древесина сухостоя или валежника.

Для художественной поделки из дерева не всегда нужна ровная, без сучков древесина. Особенно для маркетри и для интарсии более интересна оригинальная текстура древесины, которая получается как раз вследствие заболевания или повреждения дерева, механических помех при его росте. Ниже мы познакомимся на конкретных породах с особенностями древесины, также подробно опишем свойства капов, здесь же отметим некоторые из них.

Свилеватая древесина, обладающая запутанным переплетением волокон, применяется резчиком и как прочная, не колкая (для киянок, черенков, топорища), и как декоративная, т. е. используются ее плоские срезы в виде шпона или облицовочных пластинок. Особенно красива текстура такой древесины в округлых наплывах (болонах) на стволах деревьев, которые так и называются свиль (или сувой, сувель). От свили можно отделить выпиливанием участки для изготовления изогнутых веточек, скобочек, полосок, хвостов животных в поделках, для тонких кривых деталей, где прямослойная древесина не годится. Для этой же цели можно использовать и завитки вокруг сучков, особенно старых, заросших, или вокруг прорости - омертвевшей древесины.

Из других особенностей и свойств древесины отметим следующие. Прочность и плотность древесины увеличивается от ядра (середины) к заболонной части. Также и влажность в середине ствола меньше, чем в заболони, а это значит, что доска, вырезанная из середины ствола, при высыхании не покоробится, но в средней части будет толще за счет разности в усыхании древесины. Отсюда же происходит, в частности, и коробление других досок - всегда с образованием выпуклости в сторону ядра ствола.

Из этих соображений сплачивание досок в один щит, даже если он снабжен поперечными планками, делается обычно с поочередным наложением лицевой и не лицевой сторон досок, чтобы свести к минимуму коробление щита. Лицевая, или правая, сторона та, которая ближе к внешней части ствола - к коре. Определить это можно, рассматривая доску с торца.

Пожалуй, умение определить лицевую сторону еще более важно для шпона (однослойной фанерки). Если повернуть лист шпона к свету так, чтобы лучи падали под острым углом и стали почти скользящими, то на лицевой стороне будут видны маленькие бугорки древесины, а на не лицевой, или левой,- продолговатые впадинки. Поэтому при фанеровке шпон наклеивается на основу не лицевой стороной, где впадинки способствуют затеканию и удержанию в них клея, а внешнюю, лицевую, сторону при этом удобнее обрабатывать: бугорки сошлифовать легче, чем всю поверхность сровнять со впадинками. В последнем случае «дефекты впадинок» проявляются часто при отделке поверхности лаком, что заставляет наносить значительно больше слоев лака, чтобы их убрать.

Маркетристу или резчику по дереву не всегда удается считаться с лицевой стороной шпона. Иногда одерживают верх и соображения о выразительности рисунка древесины, особенно, когда листы шпона берутся из одной пачки (кноля) и создается симметричный рисунок с расположением рядом двух одинаковых листов, но один правой, а другой левой стороной вверх. Тогда нужно хотя бы снять бугорки с правой стороны перевернутого листа шпона, чтобы они не мешали контактируемым поверхностям при склеивании.

В пачках покупного шпона лицевую сторону легко определить по бумажным полоскам (стяжкам), которыми склеены трещины: они наклеиваются всегда на лицевую сторону.

Обратим внимание читателя еще на некоторые данные о древесине и вытекающие отсюда выводы. При одном и том же весе деловая древесина сосны, например, стоит дороже, чем чугун или сталь. Несравнимо дороже благородная древесина. Дерево останется строительным материалом и в будущем, так как запасы металла и другие природные ресурсы исчезают безвозвратно, а дерево в среднем вырастает в течение десятков лет. Еще более любима древесина как отделочный материал, особенно в настоящее время. Она быстро вытесняет пластмассу, и здесь вопрос уже не только экологический. Здесь в первую очередь эстетика, а также гигиена, сохранение здоровья, удобства. После этого замечания можно более ясно представить значение в быту художественных поделок из древесины, тем более выполненных своими руками.

И уж коли мы стали рассматривать древесину с позиций экономических и социальных, то следует учесть, что стоимость древесины в изделии резчика по дереву будет занимать ничтожный процент по отношению к труду, вложенному в это изделие. Однако от качества древесины, ее внешнего вида (а если этого нет, зачем тогда делать из дерева?) Зависит очень многое, что определяется уже не «ничтожными процентами». Отсюда напрашивается ясный вывод: перед началом работы серьезнее подойти к выбору древесины, работать на самом лучшем материале, который доступен резчику в данный период.

Мастер по дереву должен владеть всеми приемами обращения с древесиной, использовать не только ее положительные свойства, но и брать на службу, казалось бы, отрицательные качества. Это упрощает работу, а результат получается лучше.

Рассмотрим свойства отдельных пород дерева и обратим внимание главным образом на те особенности, которые могут неожиданно повлиять на результат или процесс работы. Начнем с наиболее распространенных сортов древесины, но опишем также свойства и тех пород, которые поступают к нам как импорт или произрастают на юге страны, тем более, что сведения о них в литературе встречаются не часто. Практика показывает, что рано или поздно резчик использует и этот материал.

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия.

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия. Определяясь с сортом древесины, важно чётко представлять желаемый конечный результат и принимать во внимание уровень мастерства резчика. Узнать больше про резьбу по дереву Вы можете здесь (http://www.grandecor.ru/), на сайте http://www.grandecor.ru/.

Сорта древесины, применяемые для резьбы по дереву

В большинстве случаев для резьбы по дереву используются следующие сорта древесины:

  • Берёза
  • Осина
  • Ольха
  • Сосна, ель и другие хвойные породы
  • Капы и сувели - наросты на стволах.

Наиболее популярным материалом, особенно у профессионалов, является липа. Считается, что её тонковолокнистая структура позволяет выполнять самую сложную и ажурную резьбу. Однако повышенная мягкость данного материала требует его обработки сверхострым инструментом, что может создать проблемы для начинающего резчика.

Как выбрать материал для резьбы

При выборе древесины для резьбы следует учитывать следующие её характеристики:

  • Твёрдость (мягкость)
  • Свилеватость (способность колоться)
  • Устойчивость к влаге
  • Плотность
  • Степень прямоты и цвет волокон
  • Возраст дерева

Индивидуальные свойства каждой породы древесины

Каждый мастер должен подходить к выбору сорта дерева строго индивидуально, исходя из собственных возможностей. Важно также учитывать сюжет и степень сложности резьбы, назначение будущего изделия, технологию его изготовления.

Характеристики отдельных пород древесины и область применения

  • Липа является наиболее технологичным материалом и позволяет выполнять резные изделия любой сложности. Однако данный сорт древесины требует высокой квалификации резчика.
  • Осина имеет лёгкий зеленоватый оттенок и чаще всего используется для изготовления мелкой кухонной утвари, в том числе деревянных ложек.
  • Древесина ольхи легко поддаётся резке и отделке, а также позволяет имитировать другие породы деревьев. Многие мастера считают этот материал универсальным.
  • Берёза обрабатывается несколько сложнее, однако обеспечивает высокое качество реза. Её рекомендуется использовать для изготовления небольших декоративных предметов.
  • Отличительной чертой клёна являются белая, слегка желтоватая древесина и красивая вязкая текстура. Этот материал отличается прочностью и твёрдостью. Особую красоту он приобретает после полировки по радиальному срезу. Кленовая утварь ценится очень дорого.
  • Ещё более прочным материалом принято считать дуб. Он широко применяется для изготовления предметов домашнего обихода и декоративных резных работ больших размеров.
  • Ель и сосна характеризуются полосатой текстурой и повышенной мягкостью. Такой материал более всего подходит для изготовления крупных поделок и рельефной резьбы.

Светлые и однотонные сорта дерева могут быть использованы для создания скульптурных портретов. Однотонная древесина является также подходящим материалом для ажурной резьбы. Яркие структурные полосы отдельных видов древесины полезны в тех случаях, когда изделию необходимо придать особую выразительность.

Думаю, что если хочется поучиться вырезать по дереву, то для начала всё же лучше выбрать более мягкое дерево. У нас в Сибири очень часто для этой цели используют древесину кедра. Режется она очень хорошо, да и фактура самого дерева красивая. Так что советую.

Материал

Для резьбы по дереву применяют разные породы древесины. Выбор той либо другой породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев зачастую для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не применяют для изготовления мебели, следственно ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, немного коробится, отменно воспринимает отделку и имитируется под другие породы, скажем под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Красивый материал для резьбы — древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменнее. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. Ее недочеты — способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не дозволяет использовать ее в огромных изделиях. Из березы дозволено делать убыточные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях — посуде, сувенирах — применяют древесину тополя и осины.

Дуб издавна использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу трудна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и наклонности скалываться, но дюже колоритна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук отменно окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха — отличнейший материал для резных работ. Она восхитительно режется во всех направлениях, редко скалывается и дозволяет исполнять самую точную резьбу. Древесина ореха классно отделывается и исключительно полируется. Ее применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для убыточной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий мелких форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, применяют и больше редчайшие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба огромная, следственно неровность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее огромнее сучков и она дюже твердая, следственно она реже используется для резьбы.

Для резьбы нужно использовать высококачественную древесину,

Еще вопросы по вашей теме:

Оставить комментарий

Словарь строителя:: Вопросы по ремонту:: Калькуляторы:: Спецтехника:: Разное

2006 — 2017 © пользовательское соглашение:: связь с администрацией сайта [email protected]

Древесина различных древесных пород сильно различается своими механическими (технологическими) качествами – плотностью, прочностью и твердостью. Так называемуютвердую древесину дают дуб , ясень , береза , эвкалипт и многие деревья тропических дождевых лесов (например, тик или джатовое дерево ). Мягкую древесину получают главным образом из хвойных деревьев сосен , елей и пихт . Именно хвойные дают основную массу пиломатериалов. Обычно хвойные отличаются быстрым ростом, а их мягкая древесина прекрасно поддается обработке и используются в самых разных отраслях хозяйства – для строительства, изготовления мебели, производства бумаги и т.д.

Напротив, твердая древесина плохо поддается обработке, а дающие ее деревья, как правило, обладают очень медленным ростом. Твердая древесина отличается высокой плотностью и прочностью . Эти качества придают ей толстенные сосуды – элементы ксилемы, свойственные лишь деревьям из группы цветковых (покрытосеменных) растений. Но некоторые цветковые деревья (липа , осина и др.) имеют мягкую древесину, состоящую из более тонкостенных элементов ксилемы. Цветковые (лиственные) деревья, дающие твердую древесину (дуб , ясень , эвкалипт), называются твердолиственными породами, а цветковые деревья с мягкой древесиной – мягколиственными. Хвойные породы (сосны , ели, пихты) не образуют цветков и относятся к группе голосеменных растений. В отличие от цветковых деревьев, их древесина лишена толстостенных сосудов и состоит в основном из тонкостенных трахеид. Древесина хвойных отличается мягкостью, высокой пластичностью и хорошо поддается обработке.

Древесина разных пород сильно отличается и декоративными качествами – цветом, текстурой, волокнистостью (зернистостью), рисунком годичных колец и сердцевинных лучей и т.д. Древесина красивого цвета и текстуры (как, например, у орешника, палисандрового дерева, или дальбергии) идет на изготовление мебели и различных украшений. Но поскольку ее стоимость очень высока, она используется главным образом для внешней отделки мебели в виде шпона – тонких листов, получаемых с помощью лущения (срезания древесины с вращающегося обрезка ствола).

Материалы для резьбы по дереву

Древесина испокон века была одним из наиболее широко используемых строительных материалов, она доступна, легко обрабатывается, прочна и многофункциональна. В старину ее обрабатывали вручную, сегодня в распоряжении резчиков, столяров и плотников имеются самые совершенные механизмы.

Спиленные стволы деревьев опрыскивают водой. Это предохраняет их от высыхания во время транспортировки на лесопилку.

источник: “Энциклопедический путеводитель Лес”

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия.

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия.

Какое лучше дерево использовать при резьбе?

Определяясь с сортом древесины, важно чётко представлять желаемый конечный результат и принимать во внимание уровень мастерства резчика. Узнать больше про резьбу по дереву Вы можете здесь (http://www.grandecor.ru/), на сайте http://www.grandecor.ru/.

Сорта древесины, применяемые для резьбы по дереву

В большинстве случаев для резьбы по дереву используются следующие сорта древесины:

  • Берёза
  • Осина
  • Ольха
  • Сосна, ель и другие хвойные породы
  • Капы и сувели - наросты на стволах.

Наиболее популярным материалом, особенно у профессионалов, является липа. Считается, что её тонковолокнистая структура позволяет выполнять самую сложную и ажурную резьбу. Однако повышенная мягкость данного материала требует его обработки сверхострым инструментом, что может создать проблемы для начинающего резчика.

Как выбрать материал для резьбы

При выборе древесины для резьбы следует учитывать следующие её характеристики:

  • Твёрдость (мягкость)
  • Свилеватость (способность колоться)
  • Устойчивость к влаге
  • Плотность
  • Степень прямоты и цвет волокон
  • Возраст дерева

Индивидуальные свойства каждой породы древесины

Каждый мастер должен подходить к выбору сорта дерева строго индивидуально, исходя из собственных возможностей. Важно также учитывать сюжет и степень сложности резьбы, назначение будущего изделия, технологию его изготовления.

Характеристики отдельных пород древесины и область применения

  • Липа является наиболее технологичным материалом и позволяет выполнять резные изделия любой сложности. Однако данный сорт древесины требует высокой квалификации резчика.
  • Осина имеет лёгкий зеленоватый оттенок и чаще всего используется для изготовления мелкой кухонной утвари, в том числе деревянных ложек.
  • Древесина ольхи легко поддаётся резке и отделке, а также позволяет имитировать другие породы деревьев. Многие мастера считают этот материал универсальным.
  • Берёза обрабатывается несколько сложнее, однако обеспечивает высокое качество реза. Её рекомендуется использовать для изготовления небольших декоративных предметов.
  • Отличительной чертой клёна являются белая, слегка желтоватая древесина и красивая вязкая текстура. Этот материал отличается прочностью и твёрдостью. Особую красоту он приобретает после полировки по радиальному срезу.

    Кленовая утварь ценится очень дорого.

  • Ещё более прочным материалом принято считать дуб. Он широко применяется для изготовления предметов домашнего обихода и декоративных резных работ больших размеров.
  • Ель и сосна характеризуются полосатой текстурой и повышенной мягкостью. Такой материал более всего подходит для изготовления крупных поделок и рельефной резьбы.

Светлые и однотонные сорта дерева могут быть использованы для создания скульптурных портретов. Однотонная древесина является также подходящим материалом для ажурной резьбы. Яркие структурные полосы отдельных видов древесины полезны в тех случаях, когда изделию необходимо придать особую выразительность.

Резьба по дереву по праву считается одним из самых древнейших искусств. В самые древние времена были мастера в этом искусстве. Особенно высокого развития резьба по дереву достигла в Киевской Руси, где фасады всех домов были украшены резными элементами. Благо материалы для резьбы по дереву росли повсюду. В то время мастерство в этом деле достигло вершины. Именно резьба по дереву придавала Киевской Руси свой особый неповторимый стиль.

Некоторые секреты мастеров того времени утеряны, другие, напротив, бережно сохранены мастерами многих поколений. Многие из секретов касаются материалов для резьбы. Какие виды древесины лучше других подходят для работы? Каким образом дерево подготавливают к работе? Какого возраста должно быть дерево, чтобы его древесина была наилучшего качества? Какова должна быть влажность древесины?

Древесина хвойных пород и лиственных пород

В качестве материала для резьбы по дереву чаще других используется древесина хвойных пород. Её преимущество в смоле, которая в большом количестве содержится в древесине и придаёт ей устойчивость к атмосферным воздействиям. Древесину хвойных пород можно использовать в любом возрасте.

Возможно использование лиственных пород. Это липа возрастом старше 70 лет, тополь старше 50 лет, клён старше 90 лет. Используется также древесина ольхи, рябины, ясеня, дуба и других деревьев. Древесина, выбранная для резьбы по дереву, должна быть хорошей. На ней не должно быть косых слоёв, должна отсутствовать суковатость. Только при таких условиях древесина по дереву не будет ломаться и скалываться.

Подготовка древесины к работе

Материалы для резьбы по дереву должны быть хорошо высушены, влажность 15% и ниже. Если осуществить резьбу по влажному дереву, то изделие, подсохнув, начнет трескаться и коробиться.

Резать по сухому дереву труднее, чем по влажному, но изделия из него более долговечные. Для работы с деревом требуется очень острый, хорошо заточенный инструмент.

Различают твёрдую и мягкую древесину. На твёрдой древесине резьба получается более чистой даже при менее остром инструменте. Бруски, используемые как материалы для резьбы могут быть как радиального так и тангенциального распила. При тангенциальном срезе красивее текстура древесины. И хотя в этом случае древесина сильнее сопротивляется резцу художника по дереву, большинство мастеров выбирают именно тангенциальный срез.

Красоту текстуры следует учитывать покрывая древесину лаками. Хорошо когда красивая текстура просвечивается сквозь слой лака. Мягкие породы древесины пропитывают специальным составом. Консервируют.

Какая древесина подходит для резьбы по дереву, а какая нет

Пропитывают чаще всего противогнилостными составами.

Абразивные зерна попадают в структуру древесины. Впоследствии, при обработке древесины, инструмент быстро тупится. Это снижает качество работы и замедляет её. Зачищать древесину нужно циклями.

Изделия из древесины

Древние изделия, сделанные резчиками по дереву, давно стали антиквариатом, приобрели огромную ценность. Но и сейчас множество деревянных изделий являются частью нашей культуры. Деревянные ложки, деревянная посуда, резная деревянная мебель, инкрустированные деревянные рамы и зеркала. Большой популярностью пользуются деревянные сувениры в русском стиле.

Высоко ценятся деревянные шкатулки, игрушки из дерева. Грубые материалы для резьбы по дереву под рукой мастера превращаются в художественные панно и интерьерные скульптуры. Во многих деревнях России дома в деревнях украшают резные украшения.

Другие материалы

При изготовлении изделий из древесины используются и экзотические материалы для резьбы. В последнее время стали популярными изделия из американской вишни. Такая древесина имеет необыкновенную текстуру вишнёвого цвета. Древесина американской вишни имеет хорошие показатели. Она мягкая, быстро сохнет, хорошо поддаётся инструменту.

По примеру американской вишни всё чаще начинают использовать другие косточковые деревья: абрикос, персик, сливу, черёмуху, миндаль.

Резьба по дереву. Инструменты и материалы.

  • Инструменты
  • Прежде чем приступить к данной обзорной главе, необходимо уяснить особо меры безопасности! Любой инструмент резчика будь-то долото, стамеска и уж тем более нож по остроте можно сравнить с опасной бритвой, поэтому работая с ними необходимо соблюдать меры безопасности. Во время резки нужно расположить материал, так что бы ножом или стамеской можно было свободно работать, при этом исключив возможности попадания режущей кромкой по рукам. Стой же целью настоятельно не рекомендуется резьба с заготовкой на коленях. Для обрабатываемого материала должна быть своя поверхность (дощечка, или стол).

    Резьба по дереву , как и многие хобби и профессии требуют вовлечение в процесс большого числа инструментов и материала . Сюда входят карманные ножи, специальные ножи, долота, полукруглые и прямые стамески, V-образные инструменты, и многие другие элементы оборудования необходимые для резьбы.

    Инструменты – основа любого технологического процесса и в том числе такого творческого как резьба по дереву.

    Нет ни какого универсального инструмента, который бы мог помочь Вам создать удивительную работу. Однако, обдуманный и мудрый выбор может облегчить и сделать приятными первые шаги по такому интересному занятию как резьба по дереву.

    Часто бывает так, что число и стоимость инструментов для резьбы по дереву вначале просто пугает, однако, со временем вы поймете, что не все инструменты дорогие, и их число будет постепенно увеличиваться! Постепенно Ваше хобби сможет приносить доход и возможно перерастет в профессию.

    Выбирая инструменты, старайтесь брать высокого качества, (и это не обязательно дорогие инструменты), вы извлечете в конечном итоге пользу из своего приобретения.

    Базовый набор для резки может включать в себя несколько предметов, применяя которые вы сможете выполнить большую часть вырезки (порой и всю вырезку) эти предметы порой можно найти и дома (ножи для резьбы, надфили, стамески, ножовка по металлу, тиски среднего размера, наждачный диск, электродрель, различные сверла и бруски)

    Нож для резьбы по дереву вначале можно заменить простым (но из хорошей стали). Качество стали можно проверить надфилем – он должен с трудом «брать» сталь, или скользить по ней. В последующем Вы можете сделать нож для резьбы самостоятельно из ножовочного полотна по металлу, или приобрести специальный нож для резьбы в магазине. Отличным началом могут послужит ножи фирм Narex, Kogatana, Flexcut, «Татьянка».

    Плоские стамески – для начала, возможно, заточить плоскую отвертку, или напильник, или приобрести в магазине или строительном рынке.

    Полукруглые стамески – профессионалы чаще всего используют полукруглые стамески для работы с материалом. В зависимости от степени закругленности стамески разделяются на отлогие, средние и круглые. В специализированных магазинах продаются как наборами, так и поштучно. Существует большое количество разнообразных форм полукруглых стамесок, применяемых для резьбы по дереву.

    V- образные стамески — применяются там где работать плоской неудобно, а так же для резьбы треугольных и угловатых форм.

    Существует множество разнообразны ложкорезов, клюкораз, долот и ножей, сведения о которых вы можете почерпнуть в специализированных источниках, если в серьез будете заниматься резьбой по дереву.

    Хотя в наборе мастера количество инструментов порой превышает сотню, при выполнении простой резьбы часто обходится минимальным количеством инструментов. Так известный в Англии педагог по резьбе David Sabol в своей книге “Wood carving Basic” пишет, что использует в работе только необходимый минимум инструментов, так как большой выбор порой отвлекает от резьбы, при этом в этой же книге он оговаривается, что все новинки рано или поздно пополняют его коллекцию инструментов.

  • Дерево.
  • Выбор древесины порой сложен. Каждый сорт древесины имеет свои плюсы и недостатки. Мягкие породы древесины липы, осины, березы легко режутся, однако поделки из этих сортов древесины легче забраковать неловким срезом или нажатием. Твердая древесина дуба, бука, самшита, красного дерева – сложнее поддается обработке и здесь возникает вероятность либо поломки инструмента, например при сильном нажиме, либо получения травмы в следствие все того же сильного нажима. В любом случае при выборе породы дерева необходимо учитывать многие факторы.

    Древесина для резьбы по дереву

    Так размер поделки, ее форму, цвет, каким инструментом вы будете работать по дереву.

    Береза. Древесина березы очень светлая, легко поддается резке как вдоль, так и поперек волокон, хорошо сверлится, из нее получаются хорошие поделки. Однако в резке не желательно использовать склеенные бруски березы, так как направления волокон будет разным, и поделка не будет казаться цельной. Древесина березы со временем может коробиться и темнеть.

    Для контурной и прорезной резьбы может хорошо подойти хвойные породы деревьев. Широкое расстояния между годичными кольцами и мягкая древесина (ель, сосна) позволяют без особого труда наносить крупный орнамент. К недостаткам сосны и ели как и других хвойных можно отнести то, что при резьбе поперек хода годичных колец нож (стамеска) будет как бы скакать. Причина кроется в неравномерном распределении плотности древесины в кольцах.

    Мастера резьбы часто используют осину и липу. Древесина этих деревьев мягкая, легко поддается резке во всех направлениях. Осина даже более доступна и долговечна. Хотя в ней больше сучков.

    Начинающие могут пробовать резьбу на хвойных породах деревьев (ель сосна, можжевельник) либо использовать березу, липу, осину грушу; хотя конечный выбор древесины остается за вами.

    При размещении материала на других ресурсах активная ссылка на www.world-hmade.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

    Резьба по дереву. Содержание

    Мягкие лиственные породы деревьев

    К мягким древесинам стоит отнести липу, иву, осину, тополь, ольху, каштан.

    Липа (рис. 1) является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Распространена почти повсеместно - на Дальнем Востоке, где находится более половины запаса липы, а также в европейской и азиатской частях средней полосы.

    Рис. 1 Липа

    Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и однородностью; легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется в токарном деле.

    Из-за недостаточной твердости липа не годится для производства мебели, зато в изготовлении сувениров, игрушек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посуды она незаменима. Из нее до сих пор делают семеновские и загорские матрешки, точат хохломскую посуду и еще многое другое. Благодаря своей мелкослойности, легкости в обработке липа используется в производстве бочек. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает высокую прочность.

    Это дает возможность выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки и набирухи, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными поверхностями. Из распаренной древесины липы намного проще вырезать столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины.

    Очень ценным свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож. В свое время чертежные доски также делали из липы. Такие доски хорошо держали кнопки, и оставшиеся вмятины быстро сглаживаются. Из-за легкости обработки, способности почти не усыхать и не поддаваться короблению модели для литья в основном делают из липы.

    Широко используют луб - кору липы. Вымоченный в воде луб превращается в мочало - прочный и дешевый материал, идущий на изготовление решет, лукошек, коробов, кулей, рогож. Из него же плетут (из коры молодых лип – липового лыка) незатейливую обувь - лапти.

    И, наконец, нельзя не сказать, что всеми любимое замечательное дерево - липа является одним из лучших медоносов. Липовый мед целебен, обладает бактерицидными свойствами, цвет липы также издавна применяется в народной медицине, даже уголь из липы используется как лекарственное средство. Человек научился всесторонне применять липу - этот поистине универсальный клад, приготовленный самой природой.

    Ива (плакучая, белая, чернотал, краснотал, верба, ветла) - все деревья из семейства ивовых.

    Ива (рис. 2) широко используется в хозяйственной деятельности. Древесина этого дерева мало чем уступает липе, она легкая, мягкая, вязкая, эластичная. Иву используют при изготовлении различного инвентаря, ракеток для тенниса, протезов; она - лучший материал для дуг, обручей и многого другого. Стволы крупных деревьев идут на строительство домов, распиловку досок. Из досок делают ульи, мебель, разнообразную домашнюю посуду. Ивовая лоза почти повсеместно идет на плетение. Из неочищенного прута плетут корзины, а также верши для рыбалки. Из белого прута изготавливают мебель, различные подставки. Кора ивы используется на кожевенных заводах для дубления кож; красящее вещество, полученное из коры, находит применение при окрашивании шерсти, шелка и кожи в коричневый и черные цвета. Из луба делают волокно для производства канатов. Ива - прекрасный медонос, поэтому она очень ценится в пчеловодстве.

    Рис. 2 Ива

    В современных условиях, когда уделяется большое внимание охране окружающей среды, ценность ивы еще более повышается. Ее хорошая приживаемость на различных почвах, дымо- и газоустойчивость, способность к очищению атмосферы от углекислоты и обогащению ее кислородом делают иву незаменимой в озеленении.

    Осина (рис. 3) - дерево из семейства ивовых. Обычно растет в лесной и лесостепной зонах. Она обладает рядом замечательных качеств: морозо-, влаго- и кислотоустойчивостью. Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой, меньше других поддается червоточине. Одно из важных ее свойств - светоустойчивость. Она долгое время не желтеет, если находится в помещении. При сгорании осина не дает копоти, и поэтому незаменима в спичечном производстве, из отходов делают упаковочную стружку для фруктов. Еще одним положительным качеством является ее способность очень долго не гнить в воде. Исстари на Руси сруб для погреба или колодца, особенно нижнюю его часть, делали из осины. Кроме того, ее мелкослойная древесина в воде становится очень плотной и слабо пропускает воду, поэтому из осины делают бочки, ушата, корыта.

    Для кровли крыш всегда старались использовать дранку из осины. Купола знаменитых северных деревянных храмов покрывали лемехом (гонтом) - небольшими фигурными дощечками. От солнца и дождя лемех со временем приобретает красивую серебристо-серую окраску.

    Рис. 3 Осина

    Осина широко используется для резьбы. Однородная древесина позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывается и не сминается под резцом.

    Тополь (рис. 4) - тоже из семейства ивовых, имеет много разновидностей. Деревья быстро растут и в 30-40 лет достигают спелости и крупных размеров. В пределах России распространены: черный (осокорь), белый (серебристый, пирамидальный (итальянский) и канадский тополь.

    Советы новичкам: какая древесина подходит для резьбы по дереву?

    Древесина тополя мягкая, легкая однородного строения, с неярко выраженным рисунком текстуры, почти не растрескивается при сушке, поддается обработке резанием и отделке.

    Годичные слои видны во всех срезах.

    Древесину тополя используют в целлюлозно-бумажной промышленности для получения бумаги и картона. Тополь черный применяют в мебельном производстве для изделий, требующих отделки, а также для изготовления деревянной посуды и домашней утвари. Комлевая часть стволов черного и канадского тополя отличается красивой текстурой, подобной карельской березе, и используется для производства строганной фанеры и декоративного лущеного шпона; из почек и цветов получают фиолетовую краску, из листьев - желтую.

    Ольха (рис. 5) - дерево из семейства березовых, произрастает на большей части европейской территории России и Западной Сибири на сильноувлажненных почвах. Представлена в трех разновидностях: ольха черная, белая и сибирская.

    Рис. 5 Ольха

    Ольха - порода заболонная, часто имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе краснеет и становится желтовато-красной (рис. 5а). Годичные кольца малозаметны. Сердцевинные лучи узкие, простым глазом не видны, на поперечном срезе - ложно-широкие и выявлены в виде светлых, иногда искривленных, радиальных линий.

    Рис. 5а Обрез ольхи

    Встречаются сердцевидные повторения в виде буроватых крапинок, пятнышек или черточек. На комлевых частях ствола ольхи возможны наросты, капы.

    Древесина ольхи мягкая, легкая, хорошо режется, мало коробится, хорошо протравливается и полируется, очень стойкая в воде, поэтому она используется для изготовления свай, колодезных срубов, шахтных подпорок. Ольха пригодна для резьбы. В местах, где мало липы, осины, ивы, мастера-резчики работают с ольхой.

    Из коры ольхи получают дубильные вещества, хорошую черную краску, шишечки ольхи используют в народной медицине.

    Каштан съедобный (рис. 6) в естественных условиях произрастает в южных районах, в средней полосе встречаются отдельные деревья, а также имеются посадки в садах и парках.

    Рис. 6 Каштан

    Порода ядровая, ядро по цвету и строению похоже на дубовую древесину, но сердцевинные лучи не видны. Заболонь узкая, светлая, с желтоватым оттенком. Годичные кольца хорошо заметны во всех разрезах. Каштан содержит большое количество дубильных веществ, отличается сероватым оттенком и характерным рисунком текстуры. Древесина каштана легкая, мягкая, хорошо поддается обработке резанием и отделке. Каштан используют при изготовлении мебели в виде строганной фанеры, а также в бондарном деле. Кора применяется в дубильном производстве для получения черной и бурой краски.

    Резьба по дереву. Содержание